Московские центральные диаметры

В ноябре 2022 года Московские центральные диаметры (МЦД) отметили три года с момента запуска. Новый вид городского транспорта объединил формат пригородных электричек и метрополитена, фактически создав систему наземного метро.

"Московские центральные диаметры смогли изменить облик железной дороги и транспортные привычки миллионов пассажиров. Раньше пригородными поездами чаще пользовались для поездок за город. Железную дорогу не воспринимали как часть транспортной системы столицы. С запуском МЦД ситуация в корне изменилась. Пассажиры все чаще выбирают диаметры для коротких поездок внутри города – рост пассажиропотока по Москве составляет 96%. Всего же за три года работы диаметры перевезли 490 миллионов пассажиров", – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Железная дорога до запуска МЦД

На Белорусском, Савеловском, Курском и Рижском направлениях – классические ж/д остановки с минимальным комфортом для пассажиров
Устаревший подвижной состав
Дневные окна в расписании
Пригородные электрички – в основном для поездок на дачу. В черте города пассажиры отдавали предпочтение метро
Ближайшие пересадочные станции на метро были перегружены

Что изменилось за 3 года?

Первые две линии МЦД запустили 21 ноября 2019 года: тогда было открыто 57 станций. На сегодняшний день МЦД – это 132 километра, 61 станция, с 22 из которых можно пересесть на метро
Создаются удобные транспортные хабы Например, Славянский бульвар D1 объединил метро, МЦД, наземный транспорт и "Аэроэкспресс": пассажиры получили возможность удобно пересаживаться с одного вида транспорта на другой. За два года работы пригородным вокзалом воспользовались более 16 миллионов пассажиров
Станции превращаются в современные и комфортные вокзалы Cтроятся безопасные переходы через ж/д пути, устанавливаются лифты и эскалаторы
На станциях создают запас пропускной способности на десятки лет вперед: увеличение количества пассажиров никак не повлияет на комфорт от поездок. Например, станцией Щукинская D2 сейчас пользуются 11 тысяч человек в сутки, а к 2030 году число пассажиров может вырасти до 12,8 тысячи. И это учтено при проектировании станции
Полностью обновился подвижной состав На диаметрах курсируют только современные поезда – "Иволги" и ЭП2Д

Чего ждать дальше?

В 2023 году планируется запустить МЦД-3 "Ленинградско-Казанский" и МЦД-4 "Киевско-Горьковский"
МЦД-3 – это 85 километров и 41 станция, с 14 из которых можно пересесть на другие виды транспорта. Планируется, что третьим диаметром в сутки будут пользоваться в среднем 577 тысяч человек
МЦД-4 – это 86 километров и 39 станций (37 на момент запуска), с 18 из которых можно пересесть на другой транспорт. Планируется, что четвертым диаметром будут пользоваться в среднем 455 тысяч человек в сутки


На 25 станциях действующих диаметров, D1 и D2, а также будущих маршрутах, D3 и D4, идет строительство и обновление инфраструктуры. На Киевском направлении будущего D4 реконструируются станции Переделкино, Очаково, Лесной Городок и строится новая – Ольгино.


Продолжается реконструкция Митьковской соединительной ветви МЦД-3 Она свяжет Ленинградское и Казанское направления


Также идет строительство:

  • – двухпутного ж/д путепровода на Николаевке с подпорными стенами через главные пути Ярославского направления;
  • – ж/д путепровода через улицу Русаковскую;
  • – нового участка, который соединит Киевское и Горьковское направления;
  • – ведется удлинение пешеходного тоннеля, нового главного пути

Московские центральные диаметры

За 3 года после запуска МЦД разгрузка метро составила до 12%, разгрузка автомагистралей – 5-7%
МЦД объединяет пригородные электрички и московский метрополитен
За 3 года диаметры перевезли 490 миллионов пассажиров
217 млн – по МЦД-1
273 млн – по МЦД-2
Для более чем 5,6 млн человек улучшилась транспортная доступность
До социальных объектов столицы и области стало проще добираться

Сервисы Московского транспорта

Единая система оплаты
Бесплатные пересадки на метро и МЦК
Выгодные тарифы

Изменение транспортных привычек пассажиров

Увеличение количества коротких поездок
Построение альтернативных маршрутов
Сокращение расходов на дорогу

Стандарты московского транспорта – на МЦД

Приложение "Метро Москвы" – составление удобных маршрутов с пересадками
Проекты "Книги в метро" и "Музыка в метро"
Получение забытых вещей на Складах забытых вещей метро