История

1939. Открытие ВСХВ

История Главной выставки страны началась в феврале 1935-го, когда на II Всесоюзном Съезде колхозников-ударников было решено открыть в 1937 году (к 20-летию Октябрьской революции) сельскохозяйственную выставку. Из множества проектов, представленных на конкурсе, был выбран проект архитектора Вячеслава Олтаржевского.

Композиция генплана включала три главных звена: вступительную площадь перед Главным павильоном, площадь Народов СССР (площадь Колхозов) и производственный центр сельского хозяйства с павильоном Механизации (современный "Космос").

В 1935 году практически вручную, первобытным способом, тысячи бывших крестьян начали воплощать замысел. К назначенной дате окончить строительство не успели, и торжество перенесли на следующий год. А в 1938-м стройку посетила правительственная комиссия и вынесла отрицательный вердикт: выставка показалась слишком скромной, не отвечающей идеологической сути момента.

В 1938 Олтаржевского арестовали по политическому доносу, постройки по его проекту были сломаны и выстроены заново, но его общая планировка ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ-ВДНХ сохранилась по сей день. А главным архитектором ВСХВ стал Сергей Чернышев.

Высшая честь

Выставка получила название Всесоюзная Сельскохозяйственная (ВСХВ), и участвовать в ней считалось высшей честью. Хозяйства, удостоенные диплома I степени, получали 10 000 рублей и легковую машину, а награжденные дипломом II – 5 000 рублей и мотоцикл. Для передовиков сельского хозяйства были учреждены 1 000 больших и 2 000 малых золотых медалей, 3 000 больших и 15 000 малых серебряных. Кроме того, учреждалась Книга Почета, куда вносился каждый экспонент с указанием его достижений.

Открытие состоялось 1 августа 1939 года. За остаток лета выставку посетили 3,5 миллиона человек. Грандиозный выставочный комплекс раскинулся на площади 136 гектаров, построено более 250 больших и малых зданий, разбиты парки, цветники, площади и фонтаны, проложены улицы, посажены плодовые сады.

У главного входа (а им тогда был северный вход выставки) посетителей встречала выполненная из нержавеющей стали 24-метровая скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница", которая в 1937 году венчала здание Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. "Рабочий и колхозница" стал для советских людей символом единения и молодости страны, а для всего мира – олицетворением образа социалистической России. В 2003–2009 годах скульптурная композиция "Рабочий и колхозница" подверглась реконструкции и была установлена в полный 25-метровый рост на высоте павильона-постамента в 33 метра.

Главный павильон выглядел совсем иначе, чем сейчас. Без шпиля, прямоугольный в плане, белоснежный, невысокий, но монументальный, украшенный красивой колоннадой, барельеф, символизирующий изобилие, укреплен над портиком павильона. 11 гербов Союзных республик и герб СССР украшали фасад Главного павильона со стороны Площади колхозов. Перед фасадом – большие скульптуры Ленина и Сталина.

За вступительной аллеей ВСХВ открывалась площадь Колхозов (сейчас – площадь "Дружбы народов"), вокруг которой выросли павильоны союзных республик, краев и областей. За ними простиралась площадь Механизации с павильоном "Механизация" (сейчас – площадь Промышленности с павильоном "Космос"), авторы проекта – архитекторы В. С. Андреев, И. Г. Таранов. Павильон представлял собой гигантский параболический свод, перекрывающий широкую аллею. Вдоль нее стояли на возвышениях тракторы, самоходные комбайны и прочая сельскохозяйственная техника.

По замыслу, посетители, обходя территорию Выставки, как бы совершали путешествие по всей нашей огромной стране – от Балтики до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до Памира. Павильон каждой республики отражал национальный колорит и народные традиции. Экспозиции украшали работы лучших художников хохломы, палеха, ковры, гобелены, шелковые панно мастериц из Средней Азии и многое другое.

Выставка сразу стала столичной достопримечательностью и любимым местом отдыха горожан. В 1939–1941 годах здесь снимались эпизоды кинофильмов "Подкидыш", "Светлый путь", "Свинарка и пастух".

1941-1945. Великая Отечественная война

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в судьбу Главной выставки страны. 1 июля 1941 года, согласно распоряжению Совета народных комиссаров СССР (№ 5975 от 26.06.1941 года), она была закрыта. Весь скот, представленный колхозами и совхозами для показа на ВСХВ (кроме Московской области и граничащих с ней областей), был оперативно вывезен. Остальное – уникальное собрание библиотеки ВСХВ, фотолабораторию и архив – эвакуировали в Челябинск. Павильоны законсервировали. Значительно сократили и штат: из персонала остались лишь люди для охраны и обслуживания оставшихся экспонатов. Другие сотрудники выставки ушли на фронт.

По закону военного времени на базе производственно-технических мастерских ВСХВ разместили цеха военно-ремонтного завода № 20. За один день на его конвейерах собирали до 60 мотоциклов, доставляемых на фронт. Почти весь жилой фонд выставки во время войны был занят рабочими и служащими военно-оборонных предприятий. Значительная часть выставочных общежитий, складов и других помещений отошла в годы войны в другие ведомства.

По закону военного времени территория выставки усиленно охранялась. С мая по июль 1942 года на запрудной территории ВСХВ проводились летние сборы (подготовка к ведению боевых действий) Истребительного мотострелкового полка НКВД. В конце июля подразделения полка были отправлены в действующие части армии. В результате боевых действий подразделений в тылу врага было убито больше 4,8 тысячи фашистов. За доблесть и отвагу, проявленную бойцами и командирами, награжден орденами и медалями 121 человек, 82 представлено к награде.

Был на выставке времен войны и счастливый период, вошедший в историю ВСХВ. Именно здесь в 1941 году снимался культовый фильм Ивана Пырьева "Свинарка и пастух". Картина рассказывала о трогательной любви простой русской свинарки Глаши (М. Ладынина) и заслужившего всесоюзную славу дагестанского пастуха Мусаиба (В. Зельдин).

1954. Открытие выставки

25 октября 1948-го Совет министров принял решение возродить ВСХВ к 1950 году. На деле реконструкция заняла не два года, а шесть – открытие состоялось только 1 августа 1954-го. Согласно проекту, в центре площади перед Главным павильоном предполагалось воздвигнуть бронзовый монумент Сталина высотой 30 метров, а пьедестал и прилегающая к нему трибуна должны были быть сделаны из красного полированного гранита. Но этому не суждено было осуществиться: после смерти Сталина в 1953 году многие проекты, связанные с его именем, были тихо и незаметно ликвидированы.

К 1954 году территория была увеличена до 207 гектаров. Появилось несколько фонтанов: "Дружба народов", "Каменный цветок" и "Колос" (архитектор Константин Топуридзе). Большинство павильонов было перестроено с большим количеством того, что скоро будет названо "архитектурными излишествами". Главный вход архитектора Полякова в виде трехпролетной триумфальной арки стал называться Северным входом, а в качестве нового Главного архитектор Иннокентий Мельчаков построил еще более монументальную пятипролетную триумфальную арку. Сверху на арку входа была поставлена скульптурная группа "Рабочий и колхозница", но вместо серпа и молота они держали большой сноп колосьев.

Главный павильон архитекторов Щуко, Гельфрейха и Великанова, сохранявший к 1939 году некоторую связь с конструктивизмом и архитекторами Малевича, был полностью перестроен сыном Щуко, Георгием, и Столяровым в виде мини-высотки со шпилем. Павильон Московской, Рязанской и Тульской областей архитектора Чечулина был превращен тем же автором в павильон "Зерно" и тоже украшен шпилем.

Павильон "Украина" архитектора Тации был сначала построен в виде ряда деревянных домиков под одной крышей. К 1939 году по настоянию Хрущева он был украшен декоративным фасадом, а к 1954-му в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией увенчан шпилем в виде золотого снопа. Павильон Белоруссии архитекторов Симбирцева и Бархина был снесен, и на его месте Захаров и Чернышева построили новый, окруженный открытой колоннадой, завершенный ротондой со статуей, символизирующей белорусскую женщину. Легкий, открытый, конструктивистский эллинг павильона "Механизация" был дополнен стеклянным куполом и тяжелым монументальным фасадом.

Перед открытием выставки 25 июля 1954 года руководители партии и правительства посетили ВСХВ и одобрили новое оформление. Но 30 ноября, на Всесоюзном совещании строителей Хрущев уже громил "украшательство", "архитектурные излишества", требовал удешевления строительства и стандартизации.

Началась оттепель.

1958–1967. «Догнать и перегнать Америку»

После антисталинской речи Хрущева на ХХ съезде партии события в стране начали разворачиваться еще стремительнее. В это же время в Москве открылась выставка Пикассо, очередь на которую растянулась на несколько кварталов. В 1957 году в Москве проходил шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Иностранцы, за общение с которыми еще недавно можно было поплатиться свободой, толпами бродили по городу, им можно было пожимать руки, с ними можно было танцевать, обниматься, обмениваться адресами и подарками. 4 октября был запущен первый советский спутник, а через месяц – второй, с собакой Лайкой. На факультеты русского языка и литературы американских университетов начался рекордный наплыв студентов. СССР казался страной, далеко опередившей Запад в области технологий.

В 1958-м, окрыленный полученным Гран-при за архитектуру советского павильона в Брюсселе, Хрущев подписал договор с Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США.

Американская выставка в Москве должна была проходить в парке "Сокольники" в течение шести недель, начиная с 25 июля 1959 года. Одновременно в нью-йоркском "Колизее" должна была проходить советская выставка. Обе стороны понимали, что "мирное сосуществование" означает переход конфронтации из военной области в область потребления. По сравнению с созданием военной индустрии производство потребительских товаров казалось советским начальникам делом несложным. Надо было срочно строить в Москве собственную выставку и показать отечественные потребительские товары. В столице, к счастью, такая выставка уже существовала – за оставшиеся два года ее можно было успеть превратить в идеологическое оружие – ВСХВ.

28 мая 1958 года Совет министров СССР принял постановление "Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок (на Фрунзенской набережной) в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР". Промышленная выставка, созданная в июле 1956-го, тоже находилась на территории ВСХВ.

С географии на отрасль

Сельскохозяйственная выставка, цель которой было убедить население СССР в успехах колхозов, стала выставкой потребительских товаров, первоначально адресованной не столько москвичам, сколько вице-президенту США Ричарду Никсону (который должен был торжественно открывать американскую выставку в Москве). Павильоны, организованные по географическому признаку, надо было срочно переделывать в отраслевые.

Павильон "Поволжье" решили превратить в "Радиоэлектронику", действуя проверенным методом потемкинских деревень: на него "надели" фасад из штампованных алюминиевых панелей. Времени было мало, поэтому фиктивный фасад "Радиоэлектроники" не полностью закрывал здание – сбоку за модернистскими панелями был виден "поволжский" орнамент.

Позднее и другие географические павильоны были переименованы по производственному принципу. Белоруссия стала "Электротехникой", Литва – "Химией", Латвия – "Физикой", Молдавия – "Стандартами", Казахстан – "Металлургией", Армения – "Здоровьем", Украина – "Земледелием". Попутно некоторые павильоны облачались в модернистские одежды. Азербайджан, например, сначала стал "Вычислительной техникой", а потом был украшен штампованными алюминиевыми панелями примерно того же типа, что и "Радиоэлектроника".

В 1963 году Совет министров принял постановление "О перестройке работы ВДНХ СССР". Выставка становилась круглогодичной. Кроме того, предполагалось построить несколько новых павильонов. В 1966 году был возведен павильон для Международной выставки сельскохозяйственных машин (архитектор Виленский), позднее ставший "Химической промышленностью". Это было уже вполне современное архитектурное сооружение.

В 1967-м, к 50-летию Октябрьской революции, был построен павильон "Товары народного потребления" (архитекторы Виноградский и другие) – тоже вполне современное, хотя и неоригинальное здание. В этом же году появился павильон "Газовая промышленность" (архитекторы Анцута, Кузнецов), содержащий очевидную отсылку к знаменитому шедевру Ле Корбюзье – капелле Роншан. Самым заметным прибавлением к модернистской части выставки стал огромный павильон СССР, привезенный с Монреальской выставки 1967 года и смонтированный на добавленной к выставке территории.

1970–1980 годы

Ежегодные грандиозные планы ВДНХ потрясали воображение. С каждым годом экспозиции приобретали все более интересные и впечатляющие формы. Тысячи экспонатов заполняли новые павильоны, и было весьма странным, что такой уникальных комплекс, как Выставка достижений народного хозяйства СССР, до сих пор не был отмечен партией и правительством. Но торжественный день настал.

В 1971 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении ВДНХ орденом Красного Знамени. В тексте указа отмечалось, что награда вручается "За активную пропаганду новейших достижений науки, техники и передового опыта, способствовавших успешному выполнению заданий пятилетнего плана по развитию промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи".

Государственная идеология рука об руку шла с ВСХВ-ВДНХ многие годы. Выработался даже определенный выверенный алгоритм этих отношений. Государство предлагало – выставка развивала и осуществляла предложенное. Совершенно естественно, что, когда возникла необходимость организовать в СССР первую международную книжную ярмарку, местом ее расположения была выбрана ВДНХ. Решение о проведении такой значимой для пропаганды социализма акции принималось в ЦК КПСС. Все капиталистические страны должны были увидеть открытость Москвы для культурного диалога.

Зарубежные выставки на ВДНХ привлекали огромное количество посетителей. И пусть это были в основном экспозиции социалистических стран, но и они представляли большой интерес для советских людей. На каждой из таких выставок посетителям раздавали дефицитные для того времени красочные полиэтиленовые пакеты с символикой той или иной страны и ВДНХ. В руках москвичей их можно было увидеть практически на всех улицах столицы. Значки и проспекты, рекламные этикетки различных фирм, шариковые авторучки, а иногда и дегустация национальных блюд и напитков – все это создавало немыслимый ажиотаж вокруг павильонов, где проходили выставки.

Длинные очереди людей часто тянулись уже от Главного входа. Сам факт проведения таких мероприятий международного уровня идеологически подчеркивал единство социалистического лагеря и широко освещался в средствах массовой информации. На выставках подписывались различные контракты (правда, как правило, они уже были согласованы заранее).

1992–2013 годы

Начало 1990-х – сложный период для России. Распад СССР, образование Российской Федерации и Содружества Независимых Государств, внутриполитическое противостояние и системный кризис. Вся страна – грандиозная "толкучка", а выставка, как всегда, – гипертрофированное отражение эпохи.

В 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. Предстояло выживать самостоятельно, искать новые источники финансовой поддержки.

Эпоха арендаторов

Вот тогда руководством и было принято решение о сдаче павильонов и других полезных площадей в аренду. Диктат некоторых арендаторов подчас напоминал варварское истребление: получив в аренду павильоны с живыми экспозициями, они тут же освобождали от них полученную "полезную" площадь, превращая их в точки продажи ширпотреба и даже склады. Под уничтожение попали экспозиции павильона "Центральный", "Культура" (бывшего "Узбекская ССР"), другие выставочные экспозиции. Даже ресторан "Золотой колос", который когда-то легко готовил в день по 17 тысяч порций разнообразных блюд, и тот попал под раздачу: в нем было организовано складское помещение.

Новую эпоху, которую в народе затем окрестили "эпохой Всероссийской шашлычной", выставке предстояло пережить сразу после ее очередного переименования.
Указом № 663 от 23 июня 1992 года, подписанным президентом РФ Борисом Ельциным, выставка достижений народного хозяйства была преобразована в открытое акционерное общество "ГАО ВВЦ".

К 1994 году в павильонах были закрыты практически все экспозиции, за исключением разве что павильонов отраслей животноводства. Да и те к первой половине 2000-х были ликвидированы. Вся выставка превратилась в вещевой рынок и дымную "шашлычную".

Новая жизнь

Возрождение ВДНХ началось в конце 2013 года, когда Владимир Путин передал уникальный выставочный комплекс правительству Москвы. Проект возрождения Главной выставки страны возглавил Сергей Собянин. По его инициативе на портале "Активный гражданин" было объявлено голосование за возвращение выставке исторического названия – ВДНХ, в результате которого 90 процентов участников поддержали инициативу градоначальника.

С 2014 по 2016 год прошел первый этап масштабной реконструкции. Были проведены первоочередные противоаварийные работы (спасены от разрушения более 50 исторических павильонов и объектов), восстановлено 500 тысяч квадратных метров асфальтового покрытия, высажено более 125 гектаров нового газона и больше миллиона цветов и кустарников, реанимированы и созданы новые цветники на площади более 22 тысяч квадратных метров, вывезены тонны мусора.

С 2017 года и по сей день происходит масштабная реконструкция объектов и благоустройство территории, создаются новые зоны развития, идет реставрация исторических павильонов. В 2017-м общая площадь благоустройства составила 200 гектаров, заменены 130 километров инженерных коммуникаций, 26,9 километра воздушных проводов спрятано под землю, а в целом площадь реставрационных работ – 210 тысяч квадратных метров.

Было отреставрировано 14 объектов культурного наследия: арка Северного входа, центральная часть арки Главного входа, павильон № 18 "Республика Беларусь", павильон № 34 "Космос", павильон № 58 "Земледелие", павильон № 62 "Охрана природы", павильон № 84 "Дом культуры", павильон № 13 "Здравоохранение", павильон № 71 "Атомная энергия", 14 фонтанов на Центральной аллее, фонтан "Золотой колос", фонтаны "Дружба народов" и "Каменный цветок", а также восстановлены цветочные партеры.

Выставка достижений народного хозяйства – крупнейший экспозиционный, музейный и рекреационный комплекс в мире, одно из самых популярных общественных пространств столицы России: ежегодно ее посещают 30 миллионов гостей.

Согласно комплексной концепции развития, территория ВДНХ включит семь зон, каждая из которых имеет свою тему, образ и смысл. Это Центральная аллея с уникальным выставочным пространством "Музейный город", всесезонный тематический Парк аттракционов, образовательный кластер "Парк знаний", Ландшафтный парк, Парк ремесел, зона ЭКСПО и парк "Останкино".

Мероприятия

Праздничный концерт на Центральной аллее

1 августа с 20:00 до 22:00

Площадка у павильона № 1 "Центральный" и фонтана "Дружба народов"

Бесплатно

Одно из главных событий празднования. В нем примут участие российские звезды, которые исполнят как собственные хиты, так и специально переработанные, всеми любимые песни о Москве.

Концерт будут транслировать одновременно на все экраны, расположенные вдоль аллеи.

3D-проекционное шоу

1–4 августа с 22:00 до 00:00.

Арка Главного входа, цветочный партер у фонтана "Дружба народов", павильон "Рабочий и колхозница", павильоны Главной и Центральной аллей

Бесплатно

Проекция на арке Главного входа расскажет историю как самого архитектурного объекта, так и всей Выставки. В эти дни праздничной подсветкой озарится скульптурная группа "Рабочий и колхозница", цветочный партер у фонтана "Дружба народов" и другие достопримечательности ВДНХ.

С использованием аллюзий на русский авангард, симуляции строительства арки, ярких и современных паттернов, отсылающих зрителя к сегодняшнему дню, будет создано захватывающее шоу из 12–15 проекций, постоянно меняющихся в течение семи минут, что ассоциативно расскажет историю 80 лет ВДНХ – от строительства и подъема, периодов войны, послевоенных лет, первого полета в космос и до расцвета в наши дни.

Программа для детей

1–4 августа с 11:00 до 21:00

Площадка у арки Главного входа, площадка перед павильоном "Оптика", площадка перед фонтаном "Каменный цветок", площадка рядом с интерактивным музейным комплексом "Буран"

Бесплатно

Творческий интенсив, научные эксперименты, мастер-классы, тесла-, крио- и шоу мыльных пузырей с фокусами и викторинами увлекут юных посетителей ВДНХ и их родителей. Тематические детские пространства, созданные специально в честь празднования 80-летия, будут работать с 1 по 4 августа с 11:00 до 21:00.

Познавательные активности будут представлены в интерактивных зонах: площадка "Утраченные павильоны" познакомит с историей Главной выставки страны; игровые объекты, объединенные темой "Природа", расположатся рядом с павильоном № 64 "Оптика". Карусель "Катушка с нитками", игра "Павлопосадский платок", объемный тренажер "Деревья-карандаши" познакомят юных и взрослых гостей с ремеслами.

Зона телеканала "О!"

Одну из зон для детей представит телеканал "О!". Здесь пройдут различные творческие и познавательные уроки, а также будут организованы мини-кинотеатр и пространство для активных игр, танцев и разминок.

Творческий интенсив "Снимаем кино за один день"

Творческий интенсив "Снимаем кино за один день" заинтересует подрастающее поколение. Участники получат практические навыки съемки коротких фильмов на мобильные устройства, экшен-камеры и фотоаппараты, а по результатам четырех дней будет снят и смонтирован фильм о мероприятиях в честь юбилея комплекса – первый фильм о ВДНХ, снятый детьми! Присоединиться к кинозанятию можно по предварительной регистрации, которая доступна на официальном сайте.

Гастрономический фестиваль

1–4 августа с 11:00 до 23:00

Площадь Промышленности, площадка перед 57-м павильоном

Вход на фестиваль свободный. Продукция участников фестиваля – за отдельную плату.

Фестиваль еды "Дружба народов" станет настоящим гастрономическим путешествием. На просторной территории фудкорта у павильона № 57 и на площади Промышленности гости попробуют необычные кулинарные шедевры и насладятся уже любой едой.

Калейдоскоп рецептов во всем разнообразии предстанет на площади в несколько тысяч квадратных метров. Кстати, здесь можно будет попробовать и национальные блюда народов стран СНГ.

Концерты в Зеленом театре

1–4 августа в 15:00 и 20:00

Зеленый театр

Бесплатно

На концертной площадке легендарного Зеленого театра с 1 по 4 августа будут проходить две музыкальные программы. Дневная – с 15:00 до 17:00, вечерняя – с 20:00 до 22:30.

1 августа на сцене прозвучит джаз от известных коллективов и сольных исполнителей. Участники: Шер Остон и оркестр Golden Jazz, Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, Теона Контридзе.

2 августа состоится концерт, раскрывающий тему "Дружба народов". Для гостей выступят музыканты из Армении, Молдавии и не только. Участники: группа "Ива Нова", Арцвик, Zdob si zdub, Кубанский казачий хор.

3 августа выступления будут адресованы любителям электронной музыки. Участники: On-the-go, Guru Groove Foundation, Isaac Nightingale, Manizha.

4 августа серия концертов завершится выступлениями известных поп-групп и сольных исполнителей российской эстрады. Участники: группа "Пицца", Муся Тотибадзе, Кравц и Alekseev.

Балетная постановка "Светлый ручей"

1–4 августа в 16:00 и 19:00

Площадь Промышленности

Бесплатно

С 1 по 4 августа в исполнении солистов Большого театра и Московского академического Музыкального театра имени народных артистов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на площади Промышленности перед гостями предстанет легендарная постановка "Светлый ручей".

За свою историю балет "Светлый ручей" переживал несколько премьер. Впервые танцевальная композиция была продемонстрирована публике в 1935 году на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета. 30 ноября того же года несколько измененная редакция постановки была осуществлена в Большом театре. Возрождение комического представления состоялось в хореографии Алексея Ратманского в 2003 году.

Новая постановка создана специально к юбилею ВДНХ: в дни празднования 80-летия гостям представят оригинальный мини-балет по мотивам либретто Федора Лопухова и Адриана Пиотровского. Действие на музыку Дмитрия Шостаковича разворачивается в колхозе "Светлый ручей", где трудящиеся среди обилия колосящихся полей, завершив свои простые сельхозработы, танцуют и выступают на сцене вместе с профессиональными артистами.

Новости