Новости

Новости

17 июня 2013, 14:09

Культура

Российская анимация: могут ли Смешарики подружиться с Чебурашкой?

На днях монополист советской анимации – студия "Союзмультфильм" отметила 77-летний юбилей. "Крокодил Гена", "Ну, погоди!", "Бременские музыканты" - эти картины принято считать эталоном мультипликационной продукции. Но время не стоит на месте, на смену паровозику из Ромашково, Вовке из Тридивятого, Бонифацию пришли Крош с Нюшей и Лунтик. И пока старшее поколение скорбит о безвозвратно утерянном мультнаследии, корреспондент М24.ru ищет причину популярности мультипликации минувших лет, сравнивая нынешний и советский анимационный продукт.

Чебурашка. Фото: ИТАР-ТАСС

Продюсер, медиакритик, культуролог, сооснователь студии "Пилот", художественный руководитель проекта "Смешарики" Анатолий Прохоров спешит развеять миф о высококачественной анимации СССР.

"На территории России была одна - как тогда казалось, большая, - государственная студия "Союзмультфильм", которая производила до 30 десятиминутных фильмов в год. Всего за 50 с небольшим лет выпущено около 1,5 тысяч десятиминутных картин. Из них только 20 процентов (порядка 300 лент) мы знаем и любим. Это "Ежик в тумане " и "Варежка", это "38 попугаев" и "Крокодил Гена", это работы Атаманова, Хитрука, Бардина, Норштейна, Серебрякова и ряда других замечательных режиссеров. Остальные 80 процентов мультфильмов студии – дидактическое кино", - пояснил М24.ru Прохоров.

Получается, основная часть продукции "Союзмультфильма" так и не стала интересной для широкой зрительской аудитории. Но, надо отдать студии должное, небольшой процент любимых нами картин сделан на достойном международном уровне. Однако и здесь не все однозначно.

"Тот же "Ну, погоди!" Котеночкина - своеобразная калька с зарубежного "Тома и Джерри". Поэтому наш мультфильм не мог получить признания на международных фестивалях, в отличие от "Сказки сказок" Норштейна или ленты "Жил-был пес" Назарова, - добавляет эксперт.

Прохоров отмечает довольно медленный производственный процесс "Союзмультфильма". Например, десятиминутный сюжет делался 9 месяцев. А к 90-м годам мировые стандарты анимационной индустрии составляли 2 недели для создания 26-минутного эпизода мультсериала. Так что с точки зрения мировой анимационной отрасли "советский мультгигант" являлся  небольшой ручной мануфактурой. В 90-х она развалилась. Одна из главных причин – мелкие частные студии "растащили" режиссеров, говорит Анатолий Прохоров.

Некоторые ушли сами. Собственные студии создали Юрий Норштейн, Гарри Бардин и Андрей Хржановский. В общем же, процесс развития отечественной анимации застопорился. Мультипликационное сообщество, взращенное на почве "Союзмультфильма" по старинке рассчитывало на финансовую господдержку производимых 10-минутных картин. Радикально мыслящие мастера отправились реализовывать творческий потенциал за границу. Так студия "Пилот" Татарского потеряла добрую половину сотрудников, обосновавшихся в Лос-Анджелесе.

Смешарики в 3D. Фото: ИТАР-ТАСС

"Нам потребовалось 20 лет на перестройку. Переходный этап совпал с отчаянным письмом Норштейна к Путину, который пообещал выделить деньги на развитие анимации и - главное! - остановить теневую приватизацию киноколлекции "Союзмультфильма" и возродить его производственную базу. На этой волне формирующегося самосознания нашего крошечного профессионального сообщества возникла идея о создании Ассоциации анимационного кино", - комментирует Прохоров.

По его словам, проблема современной отечественной анимации не в отсутствии денег, а в слабых кадрах.

"У нас есть на что делать фильмы, но их некому создавать. Кстати, в СССР государственной системы подготовки мультипликационных кадров не было. Аниматоров и режиссеров обучали на "Союзмультфильме" и на Высших режиссерских курсах, выпустивших в 80-х годах таких известных режиссеров нового поколения, как Бронзит, Максимов, Алдашин, Тумеля", - подчеркивает наш собеседник.

По мнению режиссера-аниматора, преподавателя школы-студии "Шар" Михаила Тумели, сейчас в режиссуру приходят молодые неопытные энтузиасты, а студии нуждаются в зрелых профессионалах. При этом на закалку аниматора уходит в среднем от 3 до 5 лет. И если авторские проекты вполне по силам делать в одиночку, то коммерческие требуют слаженной команды, в которую входят десятки мастеров.

В качестве второй проблемы современной анимации Прохоров называет одиночные проекты. Зрительская аудитория, как и телеканалы, предпочитает сериалы. Для каналов они выгодны прежде всего с коммерческой точки зрения – легче заполнить сетку вещания.

Правда, не все мастера сегодня готовы создавать сериальный продукт. Некоторые считают его пошлым, отдавая предпочтение авторскому кино, считает Прохоров.

"Популярная в последнее время богатырская сага стабильно собирает неплохую кассу, обгоняя зарубежные проекты. Последняя серия про богатырей собрала почти 30 миллионов долларов. Продюсер проекта Сергей Сельянов вывел сериальный продукт на полнометражный экран. Это хорошо продуманный ход, - говорит режиссер картины "Тайна Сухаревой башни" Сергей Серегин. – Мы также планируем сделать 3 полнометражных фильма про Сухареву башню. Сценарий второго уже готов".

"Тайна Сухаревой башни" только готовится к выходу в прокат. Это первый в России мультфильм в жанре фэнтези.

В 2009 году Серегин выпустил менее удачный в части кассовых сборов мультфильм "День рождения Алисы". Режиссер отмечает важность рекламной раскрутки. Например, "Алису" пиарили собственными силами – через интернет. Слабая информационная поддержка даже самого качественного проекта не лучшим образом сказывается на его окупаемости. Часто зритель даже не знает, что мультфильм вышел в прокат.

Продюсер Сергей Сельянов, который фактически вдохнул вторую жизнь в замороженный проект Георгия Данелии "Кин-дза-дза", считает, что многие картины остаются непопулярными у зрителей, сколько их не рекламируй, так как спросом пользуется развлекательное кино.

"Кин-дза-дза" не мог собрать большую аудиторию. Это серьезный мультфильм, над которым нужно было думать. "Три богатыря" и "Иван-Царевич" напротив – для широкого круга зрителей. При этом, если проект убедительный и сильный, то получить средства на его финансирование – из бюджета Министерства культуры или от частных спонсоров – не сложно. "Кин-дза-дза" получил из Министерства достаточно небольшие средства. Если не ошибаюсь – 28 миллионов рублей. Это 15 – 20 процентов от общего бюджета картины. Нельзя рассчитывать только на средства, выделенные ведомством. У картин-лидеров частная поддержка в среднем составляет 50 процентов", - сказал продюсер.

Что касается финансирования отечественных мультипликационных проектов, то помимо Министерства культуры деньги предоставляет Фонд поддержки кинематографии.

"Три Богатыря и Шамаханская Царица". Фото: ИТАР-ТАСС

Кстати, еще в 2010-2012 годах полномочия Минкультуры и Фонда поддержки кинематографии в сфере финансовой поддержки мероприятий, связанных с развитием отечественной кинематографии, не были четко разграничены. Фактически Фонду были в той или иной степени (за исключением разве что законотворчества) делегированы функции Министерства культуры, которые заключались в поддержке российского кино.

"Начиная с 2013 года в соответствии с постановлением правительства РФ "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии" полномочия Минкультуры России и Фонда четко разграничены", - прокомментировали М24.ru в ведомстве.

Министерство ведет работу по поддержке авторского, детского, дебютного кинематографа, его продвижения в России и за рубежом. А Фонд занимается зрительским кино. В качестве показателя эффективности его деятельности принято достижение компаниями - лидерами отечественного кинопроизводства - доли в 13,2 % от общего числа посещений кинотеатров в Российской Федерации в 2013 году.

Добавим, что в экспертные группы Минкультуры и Фонда, которые решают, какой анимационный проект заслуживает финансовой поддержки, входят члены Ассоциации анимационного кино России.

"Ассоциация собрала художественно-экспертный совет ААК в числе 33 режиссеров и специалистов области, за которых голосовали аниматоры в Сети. В последние годы министерство и Фонд больше прислушиваются к мнению жюри профессионалов. Стало меньше междусобойчика, столь характерного для российского кинематографа", - констатировал Анатолий Прохоров.

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика