Форма поиска по сайту

Автор фильма "Стена" Юлиан Пельслер: "Индивидуализм – как дракон"

Фото: kino35mm.ru

Накануне вечером в кинотеатре "35 MM" состоялось открытие фестиваля "Новое кино Австрии", который проходит в Москве второй раз. Специально на открытие в столицу приехал автор заглавной картины, ленты "Стена" (Die Wand), Юлиан Пельслер. После премьеры режиссер ответил на вопросы зрителей, которых было немало, и пообщался с M24.ru.

Фильм "Стена" основан на романе Марлен Хаусхофер, написанном в 1964 году, однако сюжет оказался удивительно актуальным и отразил тенденции современного европейского кинематографа и общества. Эта картина не для любителей легкого кино. Угрюмая женщина средних лет (Мартина Гедек) приезжает погостить к друзьям в горы. Те уходят за покупками в деревню... и не возвращаются, а наутро героиня обнаруживает, что некая сила возвела вокруг охотничьего дома на отшибе невидимую стену. Вопрос о том, как появилась стена, отходит на второй план, на первом – женщина, которая остается один на один с собой, своими страхами и безграничным одиночеством.

На протяжении почти двух часов Пельслер исследует процессы, происходящие с человеком, оказавшимся в полном вакууме и безвременье, и трансформацию его личности. Действие развивается медленно, героиня Мартины Гедек как прозревший слепой заново учится понимать природу и жить с ней, однако все, что она делает, бессмысленно – здесь нет ни веры, ни любви. Между тем фильм нельзя назвать скучным. Режиссерская работа выше всех похвал – автор умудряется балансировать на грани глубоко психологического кино и хоррора и до конца не перестает удивлять поворотами сюжета. Кроме того, действие разворачивается на фоне красивейших пейзажей Австрии.

Юлиан Пельслер. Фото: kino35mm.ru

– Господин Пельслер, почему работа над картиной длилась целых семь лет? Были какие-то сложности?

– На самом деле, работа длилась дольше. Семь лет я работал над сценарием, съемки длились 14 месяцев и два года занял постпродакшен, то есть послесъемочная подготовка.

– Какова главная идея этого фильма?

– Превращение. Это история женщины, которая остается одна в лесу и должна пережить превращение... В первую ночь она уже была уставшей от жизни, и то, что что случилось после, произошло с ее душой, а не с ней.

– Как вы думаете, почему внимание современного европейского кинематографа настолько сильно сконцентрировано на женских образах? Например, если рассматривать фильмы, представленные на фестивале, – это женщина и одиночество, женщина и вера, женщина и религия. Примерно такая же картина была, например, на Каннском фестивале в 2011 году. Почему?

– Я думаю, все просто. Женщины интереснее как пол... Однако когда я прочитал этот роман, мне стало ясно, что я его обязательно экранизирую вне зависимости от того, идет речь о женщине или мужчине. Но я могу говорить только о своем фильме, а не за европейское кино и своих австрийских коллег.

– Как вы думаете, не подразумевала ли автор романа Марлен Хаусхофер аналогии с Берлинской стеной?

– В самом тексте упоминания Берлинской стены не было, и не было такого намерения у автора. Но я, работая над фильмом, предполагал этот смысл тоже, и об этом я говорил на фестивале "Берлинале". В Берлине тема стены – вечная тема. Но я думаю, что в романе речь идет не о той стене, которая извне, а о той, которая в голове.

Фото: kino35mm.ru



– В фильме "Стена" присутствует тема индивидуализма, которая очень актуальна в современном европейском обществе: героиня выстраивает внутри стены свой "мирок", и когда в него грубо вторгается человек (возможно последний на Земле, кроме нее), она, не задумываясь, убивает его и даже не жалеет о содеянном. Как вы относитесь к тезису, что индивидуализм – это тупиковый путь развития человечества?

– Индивидуализм – это как дракон. Он может как освободить кого-то, так и убить, и важно научиться объезжать этого дракона. Если полагать, что индивидуализм – это тупиковый путь развития человечества, то Марлен Хаусхофер права. Но с этим тезисом я не совсем согласен... Сейчас я работаю над второй частью "Стены", и вот там индивидуализм героини будет направлен против себя в деструктивном ключе.

– Как представитель московского издания, я хотела бы задать вам пару вопросов о нашем городе. Вы впервые в Москве: каковы ваши впечатления, какова Москва глазами западного европейца?

– Я поражен тем, насколько современен этот город, при этом сохраняя свое историческое достояние. Я потрясен этим. Я думаю, что Москва может еще долго стареть, и это не будет выглядеть так, как везде.

– Вы составили для себя какую-то культурную программу? Что хотите посетить?

– Большой театр. Я также хочу узнать молодой русский независимый театр... Что для меня является культурной программой? Я с удовольствием поехал бы в пригороды. Лучше увидеть "дикую" Москву, чем копию Нью-Йорка. В Европе очень многие города копируют Нью-Йорк, и это скучно. Я хочу почувствовать настоящую жизнь – не клубы и дискотеки, а людей. Я люблю метро. Если смотришь на лица, видишь, как люди общаются, ты можешь почувствовать, что на самом деле происходит. Но, конечно, я также хочу увидеть Кремль и мистера Ленина.

Мария Аль-Сальхани Летом в России стартует Австрийский сезон, между тем организаторы фестиваля "Новое кино Австрии" уже планируют программу следующего года.