Фото: портал "Москва 24"/Юлия Иванко
Густав Климт – главный представитель венского модерна, главного направления в искусстве начала XX века, которое сегодня особенно ценят эстеты. Климт пользовался репутацией феноменального рисовальщика и стал учителем второго по степени важности художника − Эгона Шиле, чьи работы также представлены в ГМИИ: Альбертина привезла в Москву почти полсотни рисунков каждого из них. На выставке – только графика, поэтому не стоит ждать встречи с самыми известными картинами Климта. Однако и эти рисунки совершенно прекрасны: несколькими тонкими линиями художник передает позу женского тела, характер и настроение модели.Фото: портал "Москва 24"/Юлия Иванко
"Эгон Шиле сделал некрасивость полноценным художественным опытом", – говорит президент музея Ирина Александровна Антонова. Но эта "некрасивость", эротика и откровенность по-своему прекрасны. Они не имеют ничего общего с откровенными журнальными иллюстрациями: в них нет игры или фривольности, а вместо декоративности выступают экспрессия и эмоциональная напряженность.Фото: портал "Москва 24"/Юлия Иванко
Параллельно с этой выставкой в главном здании ГМИИ можно познакомиться с китайским современным искусством. Выставка художника Цай Гоцяна стала одним из главных событий осени. Ее ждали давно: еще в начале лета в летнем кинотеатре Музея современного искусства "Гараж" состоялся показ документального фильма "Лестница в небо", рассказывающего об одноименном проекте художника, которому он посвятил большую часть своей жизни. А еще задолго до начала выставки перед входом в ГМИИ начали возводить большую инсталляцию из деревьев, прорастающих сквозь детские кроватки, словно мечты, которые мы холим всю свою жизнь.Фото: Портал "Москва 24"/Юлия Иванко
Выставка называется "Октябрь" и посвящена 100-летию революции 1917 года в России. Работы, представленные в экспозиции, были созданы специально для Пушкинского музея. Это размышления о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами. Главная техника Гоцяна – порох, один из главных символов Китая. Именно порох делает каждую из работ Гоцяна уникальной: он лишь создает условия для взрыва, а как уже порох распределится по холсту – дело случая. Это роднит Гоцяна с европейскими акционистами середины XX века, но на этом, пожалуй, параллели с европейским искусством заканчиваются.Фото: Портал "Москва 24"/Юлия Иванко
А на самом деле параллелей у этих выставок нет никаких. Однако для тех, кто искусством особо не интересовался, это, наверное, к лучшему: можно почувствовать, на сколько разным оно может быть – утонченным, интимным и камерным, как у Климта и Шиле, или же громким, мощным и ярким, как у Цай Гоцяна.Читайте также