Фото: ИТАР-ТАСС
95 лет назад был учрежден День российского кино. M24.ru узнал, к чему пришел кинематограф почти за век существования и спросил российских режиссеров, продюсеров и кинокритиков о любимых фильмах отечественного производства.В число самых успешных российских лент последних лет попали комедия "Самый лучший фильм" и драмы "Сталинград", "Легенда №17", "Высоцкий. Спасибо, что живой". Их посмотрели более четырех миллионов человек, что для нашего кино – абсолютный рекорд.
В 2014 году государство выделило российскому кинематографу 6 миллиардов рублей: господдержку получили 58 художественных фильмов, в том числе работы Андрея Кончаловского и одного из авторов блокбастера "Елки 2" Александра Котта. Что касается документалистики и мультфильмов – средства распределили на 239 и 68 картин соответственно.
Эксперты уверены: производителям теперь нужно увеличить количество выпускаемых фильмов в год (не забывая при этом об их качестве). Кроме того, должно появиться больше кинотеатров – сейчас их в России чуть больше тысячи.
Фото: ИТАР-ТАСС
Одна из самых амбициозных задач российской киноиндустрии - продвижение наших картин за рубеж. По словам директора департамента кинематографии Министерства культуры России Вячеслава Тельнова, сейчас находятся в стадии проработки соглашения о сотрудничестве с Чили, Израилем, Индией, Бразилией и Францией. А вот с "крупной кинематографической державой" Германией, как рассказал Тельнов, подобный документ уже подписан.
Хотя работа по продвижению отечественных лент за границу еще только идет, некоторые фильмы нашего производства уже начали транслироваться в зарубежном прокате. Например, "Сталинград" показали в девятнадцати странах мира, включая США. Только в Китае военную драму Федора Бондарчука посмотрели почти два миллиона человек.
Эксперты, с которыми пообщался M24.ru, уверены, что "Сталинград" не зря считается одним из главных отечественных кинособытий за последние несколько лет.
Продюсер Илья Бачурин рассказал, что лента представляет "настоящее современное большое кино". Правда, по его словам, хоть драма Бондарчука и дала толчок развитию в России эффектного, зрелищного и качественного кино, появление других подобных фильмов в ближайшее время маловероятно: их бюджет чересчур велик для отечественной индустрии.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
Кинокритик Иван Кудрявцев тоже назвал "Сталинград" самым качественным российским фильмом последних лет. Вместе с хоккейной "Легендой № 17" картина Бондарчука, по мнению Ивана, переломила традицию снимать и смотреть исключительно комедии.
Режиссер Александр Митта рассказал M24.ru, что большую часть новых отечественных фильмов он еще не видел. Однако "Легенду №17", по его словам, можно назвать одной из самых достойных и качественных лент последних лет.
Отметила хоккейную драму и
актриса Марина Голубкина. По ее словам, она редко смотрит новинки российского проката, но "Легенда №17" – это хороший и интересный фильм, который стоит увидеть.
По мнению
кинокритика Кирилла Разлогова сегодня люди чаще всего смотрят фильмы для развлечения. Кино как искусство интересует только 3-7 процентов населения. Это не значит, впрочем, что зрелищные фильмы непременно проигрывают авторским по качеству – массовые и масштабные картины, в частности, комедия "Горько", а также та же "Легенда №17", успешны не только потому, что нацелены на широкую аудиторию, но и потому, что сделаны на высшем уровне.
Своим любимым фильмом последних лет Разголов называет "Окраину" Петра Луцика. По его словам, в картине "очень энергично" исследуется эстетика советского кино 1930-х годов.
Режиссер Андрей Богатырев тоже говорит, что ему больше по душе менее кассовые и коммерческие фильмы: его любимая картина последних лет – "Шапито-шоу". Он уверен, что ленту Сергея Лобана "смело можно назвать "Ассой" нашего времени".
Эксперты уверены: российское кино преодолело стадию "выживания". По словам Ильи Бачурина, отечественное кино развивается, и, в первую очередь, не в экономическом, а в духовном плане. "Это сопровождается верой аудитории в российское кино. Эту тенденцию можно назвать основной", – комментирует Бачурин.
Анна Теплицкая, Екатерина Кадушкина