Форма поиска по сайту

Мушкетер навсегда: пять главных фильмов Георгия Юнгвальд-Хилькевича

Фото: ТАСС/ Валерий Матыцин

11 ноября не стало режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. M24 решил вспомнить фильмы мастера, принесшие ему всенародную популярность и сделавшие его классиком отечественного кинематографа.

"Опасные гастроли"

Как о режиссере о Юнгвальд-Хилькевиче заговорили именно после этой картины. До этого он окончил архитектурный институт в Ташкенте, но довольно быстро понял, что архитектура не его стезя. Затем был Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского и работа художником как в театрах, так и на киностудиях.

Поиски себя завершились в 1966 году после окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при "Мосфильме". И вот в 1969 на экраны вышел фильм "Опасные гастроли", в котором снялись Владимир Высоцкий, Николай Гринько, Ефим Копелян.

Действие ленты происходит в Одессе в 1910 году. В город под видом иностранца-француза виконта де Корделя приезжает виконт большевик-подпольщик. Он организовывает кабаре, где распространяется нелегальная подпольная литература. Шеф жандармов влюбляется в танцовщицу Софи, не подозревая, что она и шансонье большевики.

Главный скандал вокруг фильма был связан с личностью Высоцкого, исполнившего роль куплетиста Бенгальского. Руководители Госкино были против такого выбора, но Юнгвальд-Хилькевич сумел настоять на своем. Он писал эту роль исключительно под Владимира Семеновича и категорически не хотел видеть никого другого в этом образе. Режиссер одержал победу, а зрители безоговорочно приняли фильм. Его посмотрело 36,9 миллионов зрителей.

Фото: wikipedia.org

"Д’Артаньян и три мушкетера"

Фильм, ставший классикой и вошедший в золотой фонд отечественного кино. Он вышел в свет в 1979 году, почти 40 лет назад, но до сих пор картина занимает одно из первых мест в списке лучших фильмов XX века. Сказать, что "Мушкетеров" в нашей стране любят, значит, не сказать ничего. Их фразы цитируют, их песни поют, их костюмы по-прежнему примеряют на себя все мальчики в детских садах и школах.

Конечно, отдельная заслуга Юнгвальд-Хилькевича состояла и в выборе актеров. Это было попадание в "десятку". Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Маргарита Терехова, Ирина Алферова и многие другие превратили книгу Дюма в настоящий киношедевр. Интересно, что изначально роль Д’Артаньяна должен был сыграть Александр Абдулов, но после первых проб стало ясно: он не сможет взять столь обширный музыкальный материал.

На создание ленты выделили максимально скромный бюджет. Поэтому реквизит, необходимый для экранизации французской классики, частенько делал своими руками режиссер. Например, алмазные подвески королевы – это не что иное, как бижутерия, купленная Юнгвальд-Хилькевичем на ближайшем рынке. А эфес шпаги Атоса паяли из обычной консервной банки буквально накануне съемок.

Фото: facebook.com/pages/ДАртаньян-и-три-мушкетера

"Ах, водевиль, водевиль..."

Легкий, искристый, музыкальный фильм был снят режиссером по мотивам водевиля-шутки Петра Григорьева "Дочь русского актера" в 1979 году и тоже был обречен на успех уже благодаря актерскому составу. В ленте сыграли Михаил Пуговкин, Олег Табаков, Людмила Крылова. Песни Максима Дунаевского, написанные специально для этой картины, моментально стали узнаваемыми и популярными.

Долгие годы фильм "Ах, водевиль, водевиль..." считался обязательной частью новогодней телепрограммы. Это уже потом его сменила рязановская "Ирония судьбы, или С легким паром".

Фото: wikipedia.org

"Узник замка Иф"

В 1988 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич вновь взялся за экранизацию Александра Дюма. Режиссер вновь пригласил на главную роль Михаила Боярского, но позже изменил решение. В итоге графа Монте-Кристо сыграл харизматичный Виктор Авилов, а Боярский преобразился в Фернана де Морсера. Режиссер планировал снять один полнометражный фильм, однако съемочного материала, яркого и интересно, оказалось настолько много, что ленту поделили на три части.

Фото: facebook.com/pages/Авилов-Виктор-Васильевич

"Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини"

Этот фильм мэтра вызвал наибольшее количество споров как среди зрителей, так и среди профессиональных критиков. Многие изначально говорили, что снимать продолжение легендарного фильма не нужно, потому что его автоматически будут сравнивать с фильмом, снятым 30 лет назад. Но Юнгвальд-Хилькевич считал иначе.

К произведениям Дюма фильм отношения не имеет – это скорее фантазия его создателей на тему, что могло бы произойти, если... После выхода в прокат на ленту обрушился поток критики: и за сценарий, и за актерскую игру, и за реквизит. Тем не менее сам Юнгвальд-Хилькевич не соглашался с обвинениями. В интервью он не раз повторял, что хотел снять фильм об отцах и детях и доказать, что никакого непонимания между ними нет.

Михаил Боярский и постановщик трюков Владимир Балон. Фото: ТАСС/ Алексей Филиппов