Форма поиска по сайту

Продюсер фестиваля "Стереолето" Илья Бортнюк: "Репутация у нас в приоритете"

Фото предоставлено организаторами

Одним из главных событий фестивального сезона станет фестиваль "Стереолето", который состоится 2 и 3 июля. Фестиваль проходит в Санкт-Петербурге уже в пятнадцатый раз, но в этом году интерес московской публики, уже активно покупающей билеты в направлении северной столицы, к нему особенно велик. Наряду с интереснейшими артистами, заявленными в программе, хедлайнером назначена исландская группа Sigur Ros. Обозреватель m24.ru Алексей Певчев позвонил в Питер продюсеру "Стереолета" Илье Бортнюку и узнал у него подробности организации фестиваля на острове и как обрадовать всех, не желая никому угодить.

– Вы не поверите, но несмотря на то что "Стереолето" существует уже 15 лет еще встречаются люди, узнавшие о нем только в этом году, благодаря хедлайнеру нынешнего фестиваля – группе Sigur Ros. Сделайте для них, пожалуйста, небольшой продюсерский экскурс по фестивалю: как все начиналось, чьи фестивальные выступления считаете наиболее значимыми?

– Я с самого начала 90-х часто ездил в Европу и даже прожил какое-то время в Гамбурге, посещая различные музыкальные конференции, фестивали. Конечно же, задавался вопросом, почему у нас таких нет? В 2001 году, когда была большая мода на музыку lounge, я сделал вечеринку "Суши-диско"c группой Pizzicato 5 в театре на Фонтанке. Тогда пришло около 2 000 человек, и было очень здорово. На следующий год я уже решил сделать фестиваль, точнее, тогда я называл это "самая актуальная серия сезона", так как это были 4 субботы, на второй год их было уже 7! Менялись места проведения, формат с ночного перешел на дневной, выросло уже новое поколение людей, которые ходят на фестиваль, но мы по-прежнему лучший музыкальный праздник в Санкт-Петербурге. Если говорить про артистов, выступавших на фестивале за 15 лет, их было очень много, наиболее значимые для меня – ну и вообще для истории – это Дэвид Бирн в 2004, AIR в 2007-м, Massive Attack в 2008-м, ROYKSOPP и Nick Cave and the bad seeds в 2009-м. И, кстати, выступления AIR и Royksopp – на нашем фестивале это было первым появлением этих артистов в России

– Вы, наверное, единственный петербургский продюсер, разработавший для фестиваля особую концепцию, одинаково далекую как от ожидаемой в контексте Питера "русско-роковой" составляющей, так и от танцевально-электронной направленности Fort Dance. Исходя из чего вы выстраиваете фестивальный лайнап и вообще формируете настроение фестиваля?

– На самом деле у нас и русско-роковые артисты тоже выступают, хотя я очень не люблю термин "русский рок" в отношении "АукцЫона", "Аквариума", Петра Мамонова. Электронные артисты у нас тоже выступали. Достаточно вспомнить Gus Gus, Orb, Future Sound of London, Who Made Who ( тоже, кстати, все впервые в России). Я не делю музыку на стили, мне важен сам артист, его талант. На самом деле никакого формата не существует – это мой музыкальный вкус, плюс, конечно же, тенденции, актуальность артиста в данный момент. Хотя я советуюсь с людьми, которым доверяю, и мы всегда стараемся понять, что хотят наши слушатели.

Фото предоставлено организаторами

– Кому все-таки принадлежит право первооткрывателя в формате проведения фестивалей в городских парках и усадьбах?

– "Стереолето" проводится на Елагином острове рядом с усадьбой с 2007 года. В 2007 году, когда мы провели фестиваль, были там первыми. До этого вообще ничего не проводилось, и на нас все смотрели с удивлением. Потом там стали устраивать другие события и фестивали, в том числе московская "Усадьба Jazz" – сейчас там фестивали каждый уикенд. Руководство парка очень нам благодарно. Они считают, что "Стереолето" сыграло большую роль в развитии фестивальной жизни Елагина острова.

– Глава "Усадьбы Jazz" Мария Семушкина рассказала мне, что для Питера она выстраивает свой фестиваль с особым чувством – умную и образованную питерскую публику заинтересовать не так просто. А вам?

– Согласен, свой лайн-ап для Питера она выстраивает с особой тщательностью. Конечно, мы тоже делаем это ответственно, но поскольку я живу в Питере, мне, конечно, легче понять, что здесь нужно. Хотя, знаете, я никогда не пытался угодить публике. Даже если ты привезешь, условно, Radiohead – обязательно кто-то скажет: " что за унылое г...о, вот вы привозили Ladytron – это было круто!" Всем угодить невозможно, я и не пытаюсь.

– Насколько верно, что для петербургских промоутеров несомненным подспорьем является близкое расположение к Хельсинки, стоящему в программах туров почти всех значительных артистов, что помогает им заглянуть и в Питер.

– Для нас близость Хельсинки не играет никакой роли. Лишь в редких случаях какие-то артисты, выступавшие на "Стереолете", до этого работали концерт в Хельсинки. Лето у них время фестивалей, а не сольных концертов.

– Принято считать, что основные спонсорские деньги все-таки в Москве. Насколько сложнее или, напротив, легче, находить спонсоров в в Петербурге?

– Что касается спонсорских денег, да, их очевидно больше в Москве, но и мы вполне успешно здесь работаем со спонсорами. Особенно в последнее время , мы видим большой интерес со стороны брендов. Не все, конечно, выливается в контракты, но в целом движение поступательное. Уже работает репутация и имя фестиваля. По своему опыту: я три раза делал фестиваль "Стереолето" в Москве, там, конечно, сложнее – выше конкуренция и, на мой взгляд, сложнее с точки зрения решения административных вопросов. – Вы первым подписали контракт с "Ленинградом", выпустив в 1996 году их первый альбом на вашем с Олегом Тиньковым лейбле "Шок Records". Позже работали в московском отделении компании EMI, первым выпустив этого джина из бутылки на волю в масштабах страны. Почему вы предпочитаете делать "Стереолето" в Питере? Возможно ли его перемещение в Москву или вы готовы конкурировать с чем-то, форматно схожим с "Пикником "Афиши"?

– В Москве, работая в EMI я продолжил сотрудничать с "Ленинградом", в частности, я был исполнительным продюсером альбома "Дачники", который я считаю шедевральным – практически каждая песня с него стала народным хитом. Мне кажется, в Москве сейчас уже больше фестивалей, чем нужно, и в некоторые уикенды по 2 фестиваля. Я вообще не понимаю, как это проиcходит в случае с фестивалями "Ласточка" и Park Live.

В Питере такое просто невозможно представить. Кстати, в этом году мы делаем light версию нашего фестиваля в Москве – "Стереолето" на "Флаконе". Там будут выступать по 6 артистов в день из лайн-апа питерского фестиваля. Мы не принимаем участия в непосредственной организации. Все делает команда "Флакона", мы только предоставили бренд и артистов. Уверен, все пройдет хорошо – ребята очень профессиональные. Надеюсь, продолжим с ними работать и в будущем.

[html]<iframe width="560" height="350" src="https://www.youtube.com/embed/faXM8bGc8Qw" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: youTube/пользователь: Андрей Харьков

– Изучая лайн-ап фестиваля, с радостным удивлением обнаруживаешь, что в программе нет артистов, притянутых за уши, не имеющих ни малейшего отношения к концепции фестиваля, но приглашенных для привлечения массовой публики. Это дело вкуса или репутации?

– Это всегда компромисс. С одной стороны, не хочется выглядеть банальным, с другой стороны, конечно, нужно всегда иметь хедлайнеров, иначе ты не соберешь достаточное количество людей. Но вкус и репутация, безусловно, в приоритете.

Вообще "Стереолето" – уникальный фестиваль еще и потому, что мы практически не повторяемся. То есть за 15 лет существования лишь несколько артистов выступали дважды. Это обычно было связано с тем, что у них уже изменился статус. Как в этом году On-The-Go или в прошлом Tesla Boy и Motorama. Когда-то они у нас дебютировали, а сейчас выступают уже в статусе инди-звезд.

– В отличие от многих ваших коллег вы не организовываете каких-либо туров на "Стереолето". Это идет от желания придать фестивалю некую романтическо-приключенческую окраску, напоминающую о тех временах, когда сам факт поездки в Питер на концерт "Аквариума" или "Поп-механики" превращался в событие сродни самому концерту?

– Почему? Если к нам обращаются партнеры, которые организуют туры из других городов или стран, мы с ними охотно сотрудничаем, предоставляем им скидки, делаем репосты их объявлений и прочее. Но вообще сейчас, мне кажется, чтобы приехать куда-либо на фестиваль, нужно купить билет, найти вариант проживания и переезда. Чаще ты сам можешь это сделать дешевле, чем тебе предлагают турагентства, если у них нет каких-то суперскидок.

– Давайте вернемся к программе этого года, в первую очередь - к хедлайнеру Sigur Ros. Как удалось договориться с группой и насколько велик к ней интерес у публики, есть ли в их сете какая-то особенность – скажем, привычный сет-лист адаптирован для публики, которая увидит группу в первый раз?

– Я считаю, большая удача, что группа приезжает. Во-первых, я сам являюсь безоговорочным поклонником Sigur Ros. Считаю их одной из величайших групп в мире, и для меня это большая честь. Как удалось договориться? Я делал их концерт в Питере в 2008 году, и еще мы работали с агентом группы по другим артистам, а это всегда положительный опыт. Ну и сама репутация фестиваля сыграла значительную роль. По предварительным продажам мы видим огромный интерес к их выступлению. Поклонники едут из Владивостока, из Сибири, из Украины, из Прибалтики. Я не думаю, что Sigur Ros будут как-то специально адаптировать свое выступление, но сюрпризы вполне возможны, и группа заявляет, что каждое их выступление на фестивалях будут отличаться.

[html]<iframe width="560" height="350" src="https://www.youtube.com/embed/Bz8iEJeh26E" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: youTube/пользователь: SigurRos

– Среди участников можно отметить давних любимцев вроде "Нож для Фрау Мюллер", Messer Chups, Markscheider Kunst представлении не нуждающихся, а вот, скажем, The Hatters и Sirotkin многие услышат впервые. Не могли бы как глава "Стереолето" обозначить наиболее важных участников фестиваля, ради которых стоит взять билеты в Питер?

– Важно отметить, что каждый из более чем 40 артистов появился в лайн-апе неслучайно, а значит, он достоин внимания и наверняка станет открытием для слушателей! Сложно выбирать, но я бы отметил следующих:

5'nizza – я давно хотел, чтобы они были у нас на фестивале, и выступление ожидается необычное, но всех секретов раскрывать не буду;

Crystal Castles – это первое выступление в Питере, они уникальны тем, что исполняя электронную музыку, добиваются эффекта безбашенного рок-н-рольного концерта;

голландцы Skip and Die играют самую модную танцевальную в мире музыку – это гремучая смесь электро, дабстеп, серф, байлефанк, хип-хопа и прочих музыкальных чертов в микс-ступе;

Repetitor – молодые ребята из Сербии, одна из главных сенсации новой гаражной сцены. На их вступлении я подумал, вот, наверное, так же круто было на концертах Sonic Youth времен Daydream nation;

Riff Cohen – артистка, певица и просто красавица – в ее песнях встречаются шарм Франции и экзотика востока;

Joycut – одно из моих открытий на Tallinn Music Week: на сцене два барабанщика фигачат напротив друг друга, и всем управляет битмейкер-дирижер. Подходящая цитата: "Звучит так, словно в будущем роботы и люди делят органическую пищу и надежду";

Drame – новый проект электроджазз гения Фредерика Ларнье – создателя одной из моих любимых французских групп Rubin Steiner. Здесь и джаз и крут-рок и электроника – звучит очень круто;

"Израильcкий пляж" – музыка, еда, танцы. Здесь будут Garden City Movement – нежный электро-грув из Тель-Авива;

Echo and Tito feat. Malex и этника с клезмером, и bass с дабом – все это с прекрасной певицей Эко и лучшим саксофонистом из Израиля Malox'ом;

прекрасная финско-диско- фанк-психоделик–регги группа Plutonium 74;

качающее электро-соулджаз трио из Польши Night Marks и много других удивительных артистов.

Из российских очень жду выступления питерских шугейз-инди-звезд Pinkshunyultrablast, Антохи МС, талантливого трип-хоп артиcта из Севастополя Hann with Gun, Алое Вера.


[html]<iframe width="560" height="350" src="https://www.youtube.com/embed/sZL3UEyaWQY" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: youTube/пользователь: darmar_photography

– Что бы вы посоветовали тем, кто прислал вам свои демо для участия, но в этом году не попал в программу, а также тем, кто захочет попробовать выступить у вас в следующем году?

– Так как у нас фестивалю 15 лет, как и Дик Сенду – герою романа Жюля Верна – могу сказать, что "только смелым покоряются моря!" Пишите хорошую музыку, давайте концерты, возможно, вы попадете на фестиваль в будущем году! Например группа Алое Вера или Антоха МС тоже не с первого раза попали в лайн-ап "Стереолета" !