Форма поиска по сайту

Бордюр или поребрик: 96 лет назад столица России переехала в Москву

This browser does not support the video element.

Перенос столицы России из Петрограда в Москву 11 марта 1918 года стал последним переносом столицы в истории современной России. Он был инициирован новым большевистским правительством по ряду социальных и геополитических причин, тесно переплетенных друг с другом.

История стремительного переезда, практически бегства, советского правительства из революционного Петрограда в Москву в марте 1918 года описана многократно и в мельчайших деталях. И самое интересное, пожалуй, не в том, как и почему это произошло, а в том, как это эпохальное решение повлияло на такую разную судьбу двух столиц.

Поребрик, булка, парадное. Это самое первое, что приходит в голову. Однако кроме языка есть и другие, гораздо более значимые отличия. Питер, как и всякий приморский город - система открытая и незамкнутая, по крайней мере со стороны Финского залива. Москва же всегда знала границы и пределы, из которых вырастала постепенно, увеличиваясь во все стороны кольцами крепостных стен, оборонительных валов, бульваров, автодорог.

Питер - город искусственный, созданный с помощью линейки и плана. Москва на протяжении столетий была центром традиции, стихийной застройки, кривоколенных переулков, монастырей, усадеб, церквей. Город по духу абсолютно противопоказанный советской власти.

Любопытно, что именно революция и перенос столицы в Москву спасли исторический центр Петербурга, каким мы его знаем, от неизбежного разрушения. Если бы город на Неве сохранил свой столичный статус.

Еще в 1912 году инженер Федор Енакиев и архитектор Леонтий Бенуа написали для городской думы практическое исследование "Задачи преобразования С-Петербурга". Главное их предложение состояло в том, что транспортное сообщение задыхается в Петровской планировке, нужны новые более широкие проспекты, мосты, вокзалы и, естественно, линии метро. Надземного, по образцу Чикаго или Берлина.

Сегодня изменившаяся до неузнаваемости Москва, давно потерявшая свой усадебно-купеческий дух, и законсервировавшийся во времени имперский Петербург удачно дополняют друг друга. Противопоставить их невозможно. Хотя, если бы столица осталась в Санкт-Петербурге, вся история России могла бы пойти по другому пути. Хорошая, кстати, тема для романа в жанре альтернативной истории.

Николай Петров