Форма поиска по сайту

"Улицы – наши кисти, площади – наши палитры": Москва Владимира Маяковского

Фото: ТАСС

Пожалуй, лучшее место для празднования 123-го дня рождения Владимира Маяковского – улицы и площади Москвы, ведь он один из самых ярких поэтов-урбанистов своего времени. Буквально влюбившись в юности в город, поэт изображает его в своих стихах. По книгам можно угадать любимые маршруты Маяковского, узнать, какие приметы времени его огорчали и даже заглянуть в выдуманный футуристом город будущего с дирижаблем и электросамобрителем в каждом доме.

Мы поговорили с сотрудником Государственного музея В.В. Маяковского и специалистом по его творчеству Мариной Красновой о роли города в стихах и жизни поэта. Она рассказала, как менялось его восприятие Москвы со временем, как он оживлял фонари и трамваи и какое название придумал для светофора. А также, на каком бульваре в первый раз прочитал свои стихи и почему ранние произведения Маяковского похожи на картины.


"Меня Москва душила в объятьях кольцом своих бесконечных Садовых..."
История знакомства Маяковского и Москвы начинается в 1906 году, когда семья будущего поэта переезжает сюда из Грузии. С первых же прогулок он привязывается к этому городу. Позже он опишет в поэме "Люблю", как "столиц сердебиение дикое ловил, СтрастнОю площадью лежа", читал "страницы железа и жести" уличных вывесок и разговаривал с водокачками и домами.

"Мать Маяковского вспоминала, что он любил уходить и долго гулять по Москве, – рассказывает Марина Краснова. – По словам его друга Василия Каменского, когда Владимир попал в Бутырскую тюрьму и лишь спустя шесть месяцев вышел из нее, первым делом пошел гулять по бульварам. На Сретенском состоялся его литературный дебют – он прочитал свои стихи Давиду Бурлюку, сказав, что это сочинения "одного приятеля". Но Бурлюк догадался об авторстве и заявил Маяковскому, что тот – гениальный поэт. С тех пор так его и представлял всем своим друзьям".

Фото: ТАСС

Любимым временем суток для прогулок у поэта была ночь. Во многих воспоминаниях знавших его женщин есть рассказы о том, как он поздно провожал их или вел гулять. Недаром фонари – постоянные герои его стихов. Вот они стоят, как "цари в короне газа", а вот один из них "сладострастно снимает с улицы черный чулок". Они участвуют в любовных признаниях: "я в тебя вцелую сквозь туманы Лондона огненные губы фонарей".

По книгам Маяковского можно вычислить его любимые маршруты по городу. Вот, например, рабочий:

Люблю Кузнецкий (простите грешного!), потом Петровку, потом Столешников; по ним в году раз сто или двести я хожу из "Известий" и в "Известия".

Адреса, связанные с близкими людьми, появляются в поэме "Про это" – Лубянский проезд и Водопьяный переулок. Прогулка по Кузнецкому мосту, во время которой Маяковский увидел упавшую от голода лошадь, станет основой стихотворения "Хорошее отношение к лошадям". А строки из стихов "Про Мясницкую" рисуют еще одну, не самую удачную, прогулку:

Балансируя – четырехлетний навык!- тащусь меж канавищ, канав, канавок. И то – на лету вспоминая маму – с размаху у Почтамта плюхаюсь в яму".

Художник-одиночка против "адища города"
По словам Марины Красновой, важная особенность города у Маяковского, особенно в раннем творчестве – образность."Стихи похожи на картины, которые он рисует словами. Это момент, когда он еще ищет себя, занимается в училище живописи, ваяния и зодчества, и воспринимает себя именно художником". Действительно, некоторые стихи похожи на холст, нарисованный яркими мазками:

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги.

При этом город у поэта похож на организм. Выразительными метафорами и образами он оживляет улицы, водосточные трубы, площади. Правда, бросается в глаза, что этот живой город – страдающий и больной. "Адище города" окна "разбили на крохотные, сосущие светами адкИ" – в каждой квартире своя маленькая преисподняя. "На ресницах морозных сосулек слезы... из опущенных глаз водосточных труб", и над всем этим "небо, в дымах забывшее, что голубо". Но больше всего достается улицам:

Улица муку молча перла. Крик торчком стоял из глотки. Топорщились, застрявшие поперек горла, пухлые taxi и костлявые пролетки. грудь испешеходили...

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Марина Краснова объясняет такие изломанные и пессимистичные образы тем, что Маяковский переносит на город страдания людей и несовершенства, которые видит. "Безусловно, в Москве есть и грязь, и нищие, и он эти пороки показывает через призму болеющего города. Отождествляет его со страдающим существом".

Сам поэт в этом городе очень одинок. "С небритой щеки площадей стекая ненужной слезою, я, быть может, последний поэт," – красноречиво говорят строки трагедии "Владимир Маяковский". В воспоминаниях Виктора Шкловского "О Маяковском" видим такие же мотивы:

"Мы возьмем и придумаем новые розы – розы столиц в лепестках площадей..."
Одиночество писателя, как и страдания города, буквально перечеркиваются революцией. "Она становится тем домом, который поэт ищет, – объясняет Краснова, – Шкловский пишет, что Маяковский вошел в революцию, как в собственный дом, вошел прямо и начал в доме своем открывать окна. Поэтому в последующих стихах восприятие города сильно меняется. Это хорошо видно, например, в стихотворении "Две Москвы".

[html]<pre> Когда автобус, пыль развеяв, прет меж часовен восковых, я вижу ясно: две их, их две в Москве – Москвы. </pre>[/html]

В новой Москве совсем не та жизнь, что в прошлой. Здесь нет места мещанству. Здесь строятся университеты и метро, площади широкие, а жизнь – быстрая. "Кто схватит улиц рвущийся вымах! Кто может распутать тоннелей подкопы!" – скажет футурист в поэме "Человек". Важно также, что теперь люди решают, каким городу быть. Он уже не отдельное иррациональное существо, а техничное творение рук человеческих.

"Маяковский любил большие города, скорость, автомобили, технику. В автобиографии он напишет, что после электричества, с которым он познакомился в семь лет, бросил интересоваться природой – "неусовершенствованная вещь". В путешествии по Америке он восхищался небоскребами и в первый раз в жизни увидел светофор. Он не знал английского, поэтому сам придумал название новшеству, которого еще не было в СССР – "полицейские маяки", – приводит примеры Марина Краснова.

У Льва Кассиля есть воспоминания о том, как они с Маяковским ехали по Москве в новом трамвае, и поэт радовался, что эта новая модель отечественного производства:

"Маяковский любовно трогал медные скобы, грузно, по-хозяйски прохаживался по вагону, мычал что-то про себя, заглядывал под скамейки, прислушивался к ходу, высовывался с площадки, чтобы осмотреть трамвай снаружи. Кондукторша с явным осуждением смотрела на громадного человека, восторгавшегося таким будничным и неказистым явлением, как трамвай. По ее снисходительному лицу видно было, что она приняла Маяковского за ротозея из провинции".

"Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрою умную морду трамвая", – отразится эта любовь в стихах. А однажды трамвай стал для поэта местом свидания. Маяковский пообещал Эльзе Каган (младшей сестре Лили Брик) прокатить ее на извозчике в Сокольники. Но перед этим сильно проигрался, и катал девушку на трамвае вокруг Триумфальной площади. Той самой, на которой через много лет поставят ему памятник.

Фото: ТАСС

Москва футуристическая
Маяковский настолько верил в технический прогресс, что смело создавал в своих произведениях необыкновенные города будущего. Например, в "Летающем пролетарии" он утверждает:

[html]<pre> В Москве не будет ни переулка, ни улицы – одни аэродромы да дома. </pre>[/html]

В каждой квартире есть лифт, ведущий к дирижаблю. На работу люди будущего едут без пробок, на лету приглашая друг друга на “аэробол” - воздушный аналог футбола. В обеденное время в небе появляются “сервированные аэростоловые Нарпита”, накрытые самоубирающейся посудой. Сметана и молоко делаются прямо из облаков, а еще здесь производится спрессованный воздух для межпланетного сообщения. В домах к услугам людей - электрощетка, будильник, реагирующий на команды голоса, и достижение техники, заменившее бритву и расческу:

[html]<pre>Спросонок, но весь – в деловой прыти, гражданин включил электросамобритель. Минута – причесан, щеки – даже гражданки Милосской Венеры глаже. </pre>[/html]

Вряд ли эти художественные образы опирались на научный расчет. Но важнее то, насколько полюбив город и сделав его своей творческой лабораторией ("Улицы – наши кисти, площади – наши палитры"), Маяковский верен этому принципу. И по отношению к уходящему городу, и по отношению к будущему. В этом контексте пророческими кажутся его ранние строки, где, рассказывая, как "страдающая" улица "провалилась, как нос сифилитика", Маяковский добавляет:

Но меня не осудят, но меня не облают, как пророку, цветами устелят мне след. Все эти, провалившиеся носами, знают я – ваш поэт.