Фото: "Мосфильм"
В канун нового года и в праздничные дни почти обязательными к просмотру становятся фильмы Рязанова, Меньшова, Данелии. Столичные улицы и здания, ставшие "героями" культовых картин – в этом обзоре."Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975
Накануне Нового года без этого фильма Эльдара Рязанова не обойтись. Хотя действие его происходит меж двух столиц, на самом деле только некоторые сцены сняты в Ленинграде, а основные съемки проходили в Москве, в спальном районе на проспекте Вернадского. С 1975 года в этом квартале многое изменилось. Но дома, где жили главные герои, и старинная церковь Архангела Михаила, попавшая в кадр, остались на месте.
Ничего особенного, квартал как квартал. Но новогодняя почти что сказка притягивает к дому 113 (квартира Нади) и к дому 125 (квартира Жени), где снимались московские сцены фильма, сотни поклонников фильма.
Станция метро "Юго-Западная"Фото: "Мосфильм"
"Человек ниоткуда", 1962
Неподалеку от проспекта Вернадского Эльдар Рязанов снял фантастическую комедию "Человек ниоткуда". Для 1960-х годов новые районы на юго-западе Москвы были культовым местом: это были кварталы будущего, где жили ученые и студенты. Прогуливаясь возле высотки МГУ, например, герои фильма слышат по репродуктору такое замечательное и, видимо, совсем привычное для них объявление: "Внимание! Сегодня в 21:00 на площади перед Университетом дается старт экспедиции на первом межпланетном корабле". А пролетая над Москвой на такси, молодой ученый объясняет новому другу, пребывающему в восторге от увиденного: "Посмотри, ты видишь этот необыкновенный город? Нравится? Так вот, его создали работники, а не гуляки. Все, что есть прекрасного на земле, сработано человеком".
Гуляют герои и в районе Кутузовского проспекта – где еще гостя можно было поразить столичным размахом? На фоне гостиницы "Украина" один из них съедает на глазах удивленных прохожих несколько порций вкуснейшего московского мороженого.
Станции метро "Университет", "Воробьевы горы", "Киевская"Фото: "Мосфильм"
"Служебный роман", 1977
Этот кинохит Рязанова вернул зрителей в суету и будни большого города, а столица стала одним из его героев: несмотря на утренние толпы, осень и слякоть, давку в транспорте и прочие сложности любого мегаполиса, в такой Москве хотелось жить и быть счастливым. Не случайно романтик Новосельцев говорит: "В нашем городе чересчур много жителей. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. Всюду толкотня, давки... Но все равно я люблю этот город. Это мой город. Это очень хороший город".
Герои "Служебного романа" работали в центре столицы: в "статистическом учреждении" на пересечении Петровки и Кузнецкого моста. И до сих пор по адресу Петровка, 3/6 находится госучреждение. Правда, сцены, где героиня Алисы Фрейндлих поливает цветы, снимались совсем в другом месте: крыша с видом на переулки Арбата, высотки 1950-х и Кремлевские башни находится в доме 10 по Большому Гнездниковскому переулку – в знаменитом Доме Нирнзее.
Некоторые герои фильма жили в центре столицы. На пафосной улице Горького (нынешней Тверской) поселили Самохвалова. Интересно, что в советское время в доме напротив Камергерского переулка проживали крупные советские чиновники, в том числе министр культуры Екатерина Фурцева. А вот квартира "мымры" Калугиной находилась в тихом районе, в доме 43Б на Большой Никитской. К нему и направлялся, минуя арбатские переулки и особняки Поварской, Новосельцев.
Станции метро "Тверская", "Театральная", "Баррикадная", "Арбатская"Фото: "Мосфильм"
"Москва слезам не верит", 1979
В оскароносной ленте Владимира Меньшова столица представлена и молодым обаятельным городом 1950-х, и современным мегаполисом, который мы знаем сегодня. В начале фильма подруги-провинциалки гуляют по оживленной улице Горького, слушают на площади Маяковского стихи молодых поэтов (камера в этот момент показывает Андрея Вознесенского), а затем попадают на Фестиваль французских фильмов. Под восторженные крики толпы по лестнице Театра киноактера на Поварской поднимаются кинозвезды той эпохи: Георгий Юматов, Леонид Харитонов и "начинающий" Иннокентий Смоктуновский.
Главная героиня фильма, Катерина, встречалась с будущим отцом своего ребенка возле Шаболовской башни, где Рудольф начинал свою телевизионную карьеру, а затем – на Гоголевском бульваре. И вместе с Людмилой принимала гостей в высотке на Пресне. Действие второй части фильма разворачивается 20 лет спустя: столица конца 70-х впечатляет прежде всего панорамой современного Нового Арбата и Дома правительства. Город, как и его герои, изменился.
Станции метро "Шаболовская", "Баррикадная", "Кропоткинская" Фото: "Мосфильм"
Продолжение читайте на сайте
Культура Москвы.Олег Рассохин