Фото:m24/Роман Васильев
Концессионные соглашения с аэропортами планируют заключить в конце 2016 года. Об этом в интервью
m24.ru рассказал генеральный директор АНО "Дирекция московского транспортного узла" Виктор Еремин. Концессионные соглашения позволят провести необходимую реконструкцию инфраструктуры аэропортов. В рамках этих соглашений операторы будут развивать воздушные гавани, заниматься строительством реконструкцией взлетно-посадочных полос, строительством новых стоянок для самолетов, увеличением пассажиропотока. При этом концессионерам понадобится помощь в финансировании - в общей сложности 70 млрд рублей.
"Первоначально мы планировали выйти на соглашения уже в первом квартале этого года. Для этого должна быть завершена консолидация аэропортовых активов, а также разработка механизма межгосударственной поддержки будущего концессионера", - рассказал Виктор Еремин.
Он пояснил, финансирование должно было поступить из Фонда национального благосостояния. "Но сейчас по известным причинам этот вопрос немного замедлился и обсуждаются альтернативные варианты оказания помощи", - сказал глава дирекции Московского транспортного узла.
По словам Виктора Еремина, концессионное соглашение заключается на 49 лет. Обязательства концессионера по развитию аэродромной инфраструктуры займут 10-15 лет, с возвратом средств в горизонте планирования 30 лет. "К сожалению, финансовые институты о таком горизонте планирования и предоставлении средств на сегодняшний момент разговаривают очень неохотно", - отметил он.
Собеседник m24.ru считает, что найти решение этой ситуации вполне возможно. На поддержку концессионеров, по оценке дирекции, необходимо выделить 70 млрд рублей. "Цифры остались неизменными со второго квартала 2013 года", - подчеркнул Еремин. По его словам, над этой темой работают консультанты АНО "Дирекция московского транспортного узла" – Vegas Lex, они предложили сложную финансовую модель – в плане интеграции нескольких видов заемных средств с консолидацией этих средств и облигационных обязательств в едином пакете. Речь идет об участии сразу нескольких банков и других финансовых институтов с разными ступенями значимости займов.
"Не исключено, что в этой модели может появиться и государственный транш. Допустим, "Внуково" нужно 10 млрд рублей, ему дается бюджетный транш на 1 млрд или полтора, а все остальное – заемные средства на 30 лет. Это определенная форма гарантии того, что государство тоже рискует в этой схеме, - сказал Еремин. - Консультанты докладывают мне, что ведут переговоры со всеми финансовыми институтами на всех финансовых рынках и участвуют во всех встречах самого высокого уровня, которые проводит руководство страны".
Он напомнил, что указ президента по консолидации активов "Внуково" был выпущен 1 августа, а "Шереметьево" - 28 августа. Теперь, если все будет идти по плану, мероприятия по аэропорту "Внуково" закончатся через 9 месяцев (от 1 августа), а по "Шереметьево" - через 14 (от 28-го).
Вместе с тем, по словам Виктора Еремина, прежде чем выходить на концессионные соглашения, необходимо решить несколько задач по отмене государственного тарифного регулирования в аэропортах Московского авиационного узла, а также отмене льготы на аэропортовую деятельность по НДС. Кроме этого,необходимо отменить налог на имущество для концессионеров. "Москва дала "Внуково" льготу – отменила налог на имущество, у Московской области пока такого решения нет. И в этом смысле аэропорты находятся в неравных стартовых условиях. Мы сейчас пытаемся убедить область в необходимости отмены налога на имущество для концессионеров, так как иначе финансовая нагрузка на них будет огромна", - отметил Еремин.
По его словам, выпадающий налог на имущество можно восполнить другими налогами, как это уже делает Москва, в первую очередь налогами от хозяйственной деятельности субъекта. "Область в любом случае выиграет, потому что появятся новые рабочие места, за счет средств федерального бюджета будет построена внешняя наземная инфраструктура. Мы рассчитываем, что в первой половине следующего года придем к согласию с областными властями", - отметил он.
По его словам, сейчас аэропортам не хватает инфраструктуры, особенно – мест стоянок воздушных судов: "Только в "Домодедово" дополнительно требуется около 1 миллиона квадратных метров, а, с учетом реконструкции нынешних, порядка 1,5 млн квадратных метров"
Еремин отметил, что у аэропорта "Шереметьево", помимо стоянок, проблема с катастрофическим состоянием первой взлетно-посадочной полосы. По его словам, она не опасна для пассажиров, но требует серьезной реконструкции. "С утра до вечера идет мониторинг объекта, и, если возникают вопросы, там прекращаются полеты и ведутся ремонтные работы. Но, с учетом состояния первой полосы, им, конечно, нужна третья", - пояснил он.
Собеседник m24.ru пояснил, что в "Домодедово" уже прошла реконструкция первой полосы, сейчас идет реконструкция, а по сути, строительство второй полосы. "Фактически мы строим новую полосу, в которой ось сдвинута на 290 метров от существующей второй. Нынешняя вторая в дальнейшем превратится в магистральную рулежную дорожку". По его словам, на первое время аэропорту будет достаточно двух полос, однако, с точки зрения стратегического планирования, к 2030 году у трех аэропортов не останется технического резерва в виде взлетно-посадочной полосы. Он пояснил, что сейчас идет дискуссия на тему строительства третьей полосы в "Домодедово".