Беспилотный автобус "Матрешка"
может выйти на городской маршрут уже в 2018 году. В прошлом месяце его представили в "Сколково" и начали тестировать на закрытой территории инновационного центра. Зачем "Матрешке" игровой пульт от Xbox и на какой скорости машина без водителя успеет объехать человека, разобрался корреспондент портала Москва 24.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
"Матрешка" – частный проект российской группы компаний Bakulin Motors Group (BMG). Проект начался в декабре 2015 года. Пока что собраны пять опытных образцов. Испытания проходят на закрытых территориях. Дело в том, что в России пока нет законов, которые разрешали бы беспилотникам выезжать на дороги общего пользования.
Попробуем захватить мир
В сентябре проект представили на крупнейшей мировой выставке коммерческого транспорта IAA во Франкфурте. Помимо бывшего завода "Калибр" и "Сколково", "Матрешку" тестируют в Олимпийском парке в Сочи. Также испытания недавно начались на острове Русский на базе кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
С осени 2016 года Bakulin Motors Group ведет переговоры с правительством Москвы по поводу
запуска "Матрешки" в столице. "Есть ряд территорий – Лужники, ВДНХ, – где бы мы хотели вести коммерческую эксплуатацию. Но для этого нужно разработать регламенты", –
рассказывает Антон Попель, глава компании-подрядчика BMG "Электротранспортные технологии".
Идея запустить общественный транспорт по ВДНХ не нова. Экскурсии на троллейбусах по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, ныне – ВДНХ) организовали в 1950-х годах. По парку ходили СВАРЗ ТБЭС с увеличенными окнами и барельефом, изображающим рабочего и колхозницу. Просуществовала линия недолго, да и сами троллейбусы, которые в иной комплектации ходили и по городу, полностью списали к 1970-м. Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина
По его словам, в следующем году "Матрешка" впервые выйдет на дороги общего назначения. "Скорее всего, это будет остров Русский. Там не очень большой трафик. Мы сделаем маршрут между ДВФУ и океанариумом, это будет дорога общего назначения", – сказал глава "Электротранспортных технологий".
Первый испытательный полигон в Москве
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
До "Сколково" в Москве был только один полигон для беспилотных автомобилей – на территории бывшего завода "Калибр". Это обычный Г-образный участок дороги длиной 400 метров вдоль складов и невысоких административных строений. Нанесена городская разметка, стоят дорожные знаки, автобусная остановка и даже светофор. Венчает трассу круг-разворот. Все по ГОСТу.
Асфальт неплохой. "Хорошие дороги – необходимое условие для нашего автобуса, потому что машина низкопольная с небольшим дорожным просветом", – поясняет порталу Москва 24 официальный представитель концерна Volgabus (включает в себя BMG) Кирилл Урванцев.
Роли пешеходов и пассажиров "Матрешки" на испытаниях играют сами создатели беспилотника. По признанию работников технопарка, "Матрешка" выезжает из гаража в среднем раз в неделю.
Техническая скорость этого автобуса больше ста километров в час, однако беспилотная – 20, говорит Антон Попель. Беспилотный автомобиль обязан с дикой скоростью улавливать возникающие на пути цели и высчитывать вероятность столкновения, поясняет автомобильный эксперт Сергей Асланян.
У человечества на сегодня нет программного обеспечения, умеющего работать на реальных скоростях, чтобы принять во внимание все вводные, добавляет эксперт. В этот день машина ехала со скоростью 2,7 километра в час.
"Если перед современным беспилотником выбежал ребенок, мячик, птица, собака, и автомобиль, компьютер не в состоянии обсчитать это на скорости 80 ким/ч собственного движения, – говорит Сергей Асланян. – К тому же определять, кто из них живой, а кто неживой, на сегодня не умеет никто".
"Из-за большой разнородности окружающей среды очень трудно повысить скорость движения беспилотного автомобиля, – признается Антон Попель. – Скорость движения, при которой мы успеваем обрабатывать данные окружающей среды, – порядка 15 км/ч.
Один из разработчиков софта для "Матрешки" Олег Шипитько объясняет, что автобус уже распознает разметку, считывает дорожные знаки и другие объекты, включая людей. Правда, они пока остаются для "Матрешки" неодушевленными предметами. Несмотря на это, разработчики уверяют, что пешеходов беспилотник спокойно объезжает.
По словам Олега Шипитько, в нынешней версии,машина едет сама по заранее заложенному ей маршруту. Однако у испытателей всегда наготове джойстик от Xbox, чтобы перехватить управление, если что-то пойдет не так.
Что внутри русской "Матрешки"
В "умном" автобусе есть шесть кресел – по три друг напротив друга. И еще четыре стоячих места. В салоне размещены мониторы, которые будут показывать пассажирам время, температуру, местонахождение на маршруте, как это происходит в новых поездах метро.
Матрешка работает на электрических аккумуляторах. Одного заряда хватает на 130 километров при максимальной скорости 30 км/ч. Полная зарядка аккумулятора занимает четыре часа.
В автобусе 80 процентов деталей российского производства. Автоматическую коробку переключения передач разработали специально под "Матрешку" и произвели в России. Для отечественного авторынка это приятное исключение из правил. Стойки в салоне, корпуса видеокамер и некоторые другие элементы напечатаны на 3D-принтере.
Фото:
matreshka.aiГлавное отличие "Матрешки" от иностранных беспилотных автомобилей – в использовании видеокамер вместо лидаров для распознавания окружающих объектов. Лидар – это лазерный дальномер, его еще иногда называют лазерным радаром. Он позволяет создать 3D-карту местности. У русской "Матрешки" вместо лидара шесть камер: две спереди, две сзади и две по бокам.
"Наша машина от других отличается тем, что она ездит на пассивной сенсорике, в основном на камерах. На сегодняшний день в мире аналогичные проекты работают на лидарах. Стоимость хорошей камеры – 60 тысяч рублей, а стоимость хорошего лидара – 60 тысяч долларов. Благодаря цене оборудования этот проект может быстрее выйти в коммерциализацию и стать рентабельным", – объясняет Антон Попель.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Название "Матрешка" автомобиль получил за модульный принцип сборки. Автобус состоит из центрального блока и двух отстегивающихся модулей, в которых находятся электроника, моторы, приводы, аккумуляторы и рулевые механизмы. При этом "Матрешка" может быть не только пассажирским автобусом, есть грузовая комплектация.
Карпулинг за 10 миллионов
"Сейчас "Матрешка" – это транспорт, работающий по четко проложенному маршруту, – говорит глава "Электротранспортных технологий" Антон Попель. – Мы планируем заниматься гражданскими перевозками, наша машина ближе к общественному транспорту. Один из возможных вариантов – это карпулинг (коллективная поездка. – Прим. ред.). Что-то наподобие BlaBlaCar".
По сообщению
"Российской газеты", в 2017 году компания планирует наладить серийное производство беспилотников, которые начнут поставлять как в Москву, так и в другие регионы. Издание указывает, что в 2018 году "Матрешка" может выйти на улицы в качестве общественного транспорта.
Однако для этого придется менять законы. "Чтобы вывести машину на открытые маршруты, нужно официально признать ее транспортным средством, –
отметил владелец и гендиректор BMG (Bakulin Motors Group) Алексей Бакулин.
На сегодня государственных денег в проекте нет. Он полностью финансируется группой компаний Bakulin Motor Groups, которая входит в состав холдинга Volgabus. Как отмечает Антон Попель, финансирование ведется на уровне мировых аналогов.
Официальный представитель Volgabus Кирилл Урванцев сообщил порталу Москва 24, что цена автобуса пока достаточно высока. "Но как только он выйдет в серию, цена снизится в два раза, и беспилотник будет дешевле традиционного автобуса", – отметил Урванцев.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
В январе владелец и гендиректор компаний Volgabus и BMG (Bakulin Motors Group) Алексей Бакулин рассказывал
РБК, что пилотный вариант 8- и 12-местных автобусов будет стоить от 6,5 до 10 миллионов рублей. Хотя "для серийной продукции красная цена – 3-3,5 миллиона рублей".
Проблемы с законом
В "Матрешке" водитель не предусмотрен, здесь даже нет руля как такового. Поэтому создатели машины работают исключительно на закрытых территориях: в промышленных зонах, аэропортах, на территориях университетов и частных парковках.
Там нет специальных правил для работы беспилотных автомобилей, рассказала порталу Москва 24 официальный представитель французской фирмы Navya Шелли Гор (Shelley Gore). Компания еще в 2015 году выпустила беспилотный автобус Arma. На сегодня машины ходят в 11 странах.
Фото:
navya.tech"На дорогах же общественного пользования все мировые игроки должны уважать Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Чтобы беспилотникам начать ездить по дорогам общественного пользования, необходимо предварительное разрешение. Кроме того, в салоне обязан находиться компетентный человек, который примет экстренные меры в случае необходимости", – объясняет Шелли.
Антон Попель признает, что Bakulin Motors Group пытается лоббировать совершенствование законодательства в сфере беспилотных автомобилей. У Агентства стратегических инициатив есть программа – Независимая техническая инициатива (НТИ). "В рамках нее действует
рабочая группа AutoNet, участниками которой мы являемся. Там идет активное лоббирование всего, что касается беспилотных автомобилей", – поясняет глава "Электротранспортных технологий".
В России нет законодательной базы относительно беспилотных автомобилей, поясняет ведущий юрист компании "Автоюрист" Дмитрий Бродский. По его словам, прежде чем законы о беспилотных автомобилях появятся в таких профильных органах, как Госдума, обществу предстоит выработать свое мнение относительно беспилотного транспорта.
В конечном итоге беспилотники приравняют к автомобилям с водителем, уверен эксперт. "Тогда после их столкновения ответственность будет распределяться, как и сегодня, по страховке. В каждом конкретном случае страховые компании будут разбираться по ситуации". Кроме того, эксперт считает, что беспилотные автомобили заставят регистрировать по аналогии с квадрокоптерами. В случае коптеров это необходимо, в частности, чтобы знать, с кого требовать возмещение, если они падают на чье-то имущество.
Французский конкурент
За рубежом лидеры рынка беспилотников уже приступили к тестам на улицах. Над созданием беспилотных автомобилей работают Uber, Tesla, Ford и другие. Уже упомянутая компания Narva с октября 2015 года вывела на дороги 45 шаттлов Arma.
Фото:
navya.techФранцузские аналоги "Матрешки" ездят по Франции, США, Австралии, Японии и еще семи странам. На конец июля 2017 года они перевезли более 180 тысяч человек. Об этом порталу Москва 24 рассказала Шелли Гор. По ее словам, компания рассматривает возможность выхода и на российский рынок, что может произойти уже в 2018 году.
Компания не ставит перед собой задачу подменить общественный транспорт – лишь дополнить его. Arma в состоянии перевозить до 15 пассажиров и развивать скорость до 45 км/ч. Но, как и в случае с "Матрешкой", скорость пока искусственно ограничили до 20 км/ч из соображений безопасности.
Шаттл французской компании обойдется покупателю в 260 тысяч евро (более 18 миллионов рублей). Автомобиль можно взять даже в кредит – за 9,5 тысячи евро в месяц на пять лет. За эти деньги можно купить две Arma и еще останется, однако компания дополнительно обещает страховку, техобслуживание и наблюдение за автобусом 24 часа в сутки.
Разработчики из Navya уверяют, что создали автомобиль последнего, пятого уровня беспилотности. Это когда со стороны человека не требуется никаких действий, кроме старта системы и указания пункта назначения.
Однако, как утверждает издание
InsideEvs, шаттл пока что ездит по аналогии с российской "Матрешкой" только по заранее заложенному маршруту.
Российский конкурент
В России разработкой беспилотных автомобилей активно занимается "Яндекс.Такси". "Яндекс" создал прототип беспилотника, который умеет без вмешательства водителя передвигаться по заданному маршруту. Машина умеет определять и объезжать препятствия, в том числе другие машины и людей. Беспилотник может останавливаться и продолжать движение в случае необходимости.
Пока что прототип ездит по закрытому полигону, однако до конца года компания планирует начать испытания в городе. При этом "Яндекс.Такси" не планирует испытаний на незаасфальтированных дорогах и пересеченной местности. В компании затруднились уточнить, когда автомобиль впервые выйдет на улицы. Сообщили только, что, скорее всего, технологию впервые опробуют на собственном сервисе "Яндекс.Такси".