Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил концепцию перехода ОСАГО на нерегулируемые государством тарифы с 2020 года. Пока же максимальную ставку базового тарифа предлагается увеличить с 4118 рублей до 30 тыс. рублей.Фото: ТАСС/Донат Сорокин
Идеи страховщиков изложены в документе под названием "Предложения по переходу к свободному образованию тарифов по ОСАГО", который страховщики уже направили в Банк России. Об этом сообщает "Коммерсант".
Основной сценарий предполагает, что с 1 июля 2018 года ЦБ прекратит регулировать пять коэффициентов из восьми, которые он устанавливает сегодня. Страховщики по своему усмотрению будут устанавливать КТ (коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства), КВС (коэффициент возраста и стажа водителя), КО (коэффициент ограничения по допуску за руль), КМ (коэффициент мощности двигателя) и КПр (коэффициент использования автомобиля с прицепом).
При этом Центробанк (ЦБ) будет регулировать только коэффициенты использования машины, аварийности и нарушений ПДД. Кроме того, он по-прежнему сможет устанавливать максимальную ставку базового тарифа. Например, 30 тыс. рублей, отмечают авторы документа. Для сравнения, сейчас максимальная базовая ставка тарифа ОСАГО для легкового автомобиля составляет 4118 рублей.
Вторым шагом должен стать полный отказ Банком России от регулирования тарифов ОСАГО. Страховщики считают, что это должно произойти с 1 января 2020 года, после чего Центробанк сможет лишь устанавливать нижнюю границу тарифного коридора, чтобы бороться с демпингом, и минимальный перечень обязательных факторов риска, которые страховщики обязаны учесть при установлении тарифов. Другими словами, если сейчас максимальная цена полиса не может быть больше трехкратного базового тарифа с территориальным коэффициентом, то с 2020 года страховщики смогут устанавливать стоимость ОСАГО без верхнего предела.
Страховщики представили и второй, более мягкий вариант либерализации ОСАГО. Он подразумевает, что на первом этапе ЦБ откажется от регулирования лишь четырех коэффициентов вместо пяти − возраста, стажа, ограничения по допуску за руль и прицепного, а максимальный базовый тариф для легковых автомобилей физлиц увеличится "всего" до 20 тыс. рублей. Но и в этом сценарии предусматривается, что с 1 января 2020 года все коэффициенты и полную стоимость полиса страховщики будут устанавливать по своему усмотрению.
Представители РСА уверяют, что многие автовладельцы от этого только выиграют, поскольку сегодня, например, для многих городов завышен территориальный коэффициент, и страховщики смогут это исправить. Однако автолюбители отнюдь не обрадованы предложениями страховщиков. "На рынке может произойти монополистический сговор − цены на ОСАГО рискуют взлететь в несколько раз, − заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в комментарии URA.RU. − Это обернется настоящим коллапсом − многие люди просто откажутся приобретать полисы". Похмелкин уверен, что государство должно устанавливать не только нижнюю, но и верхнюю границу стоимости ОСАГО, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны страховщиков.
Автолюбители в комментариях также отмечают, что в новых условиях будут вообще ездить без полиса или "напечатают полис сами". Как отмечает один из комментаторов, в новых условиях "покупать настоящий полис ОСАГО будет иметь смысл только тем, кто не реже раза в год совершает аварии на сумму не менее 60 тыс. рублей".
Напомним, что в сентябре свой вариант либерализации ОСАГО представил Минфин. В законопроекте, подготовленном ведомством, также предполагается отказ от регулирования некоторых коэффициентов − территории и мощности двигателя, но при сохранении контроля ЦБ за базовой ставкой тарифов.
Помимо этого предлагается ввести два новых варианта полиса. Если сейчас можно застраховаться только с лимитом выплат 500 тыс. рублей по вреду здоровью и 400 тыс. рублей по вреду имуществу, то Минфин хочет добавить тарифы с лимитами 1 млн и 2 млн рублей по каждой категории. Стоимость полиса для этих случаев предлагается устанавливать по договоренности между страховщиком и автовладельцем.
Еще одно новшество от Минфина − возможность снижать тариф ОСАГО для тех, кто придерживается безопасного стиля вождения. По замыслу авторов законопроекта, страховые компании будут по просьбе водителей устанавливать в машинах оборудование, которое фиксирует параметры движения, и использовать эти данные для установления более справедливых тарифов.
Сейчас специалисты Центробанка анализируют оба варианта либерализации ОСАГО – и от РСА, и от Минфина. Скорее всего, в итоге будет разработан некий гибридный документ, сочетающий предложения обоих разработчиков.
Рубченко Максим