Фото: m24.ru / Игорь Иванко
В рамках фестиваля "Московская осень" проводится конкурс рецептов для будущего фирменного торта, который не только получит имя столицы, но и станет ее гастрономическим символом. В честь Москвы уже называли улицы, станции, кинотеатры, отели, напитки, конфеты, машины и многое другое не только в России, но и за границей. Результаты кондитерского конкурса будут известны в октябре, а пока мы предлагаем читателям m24.ru познакомиться с некоторыми тезками.Запах женщины, или Цветы для императрицы
Фото: novzar.ru
Наверное, не было в советские годы девушки, от шейного платочка которой не слышались бы терпкие ноты аромата "Красная Москва". Духи с таким названием производит столичная парфюмерная фабрика "Новая заря" с 1925 года. Однако мало кто знает, что в дореволюционные годы фабрика носила название "Брокар и Ко". Она была основана французским парфюмером Генрихом Брокаром еще в 1864 году.
Что касается духов "Красная Москва", то и у них изначально совсем другое имя – "Любимый букет императрицы". Их создал парфюмер Август Мишель в 1900 году. На флаконе красовалось изображение Екатерины II, а нарядную коробку дополнял алый шелк. К 300-летию дома Романовых в подарок Марии Федоровне парфюмер изготовил праздничный набор, в который вошли духи, пудра и мыло.
Аромат "Красная Москва" еще в начале XX века стал символом русской женщины. И он до сих пор остается любимым сувениром иностранцев, которые приезжают повидать столицу.
Москва между Марсом и Юпитером
Фото: wikimedia.org
20 апреля 1914 года в Симеизской обсерватории российский астрономом Григорий Неуймин открыл очередной астероид и дал ему имя Москва. Небесное тело, получившее порядковый номер 787, относится к группе главного пояса, расположенного между орбитами Марса и Юпитера.
Позднее английский ученый Сирил Джексон обнаружил астероид, которому должны были присвоить номер 1317. Однако Григорий Неуймин провел проверку и выяснил, что 1317 и 787 – одно и то же небесное тело. Так что астероид Москва остался при своем имени и номере. А цифра 1317 теперь закреплена за астероидом Зильфретта, который открыл немецкий астроном Карл Рейнмут в 1934 году.
Точка, точка, запятая
Фото: ТАСС
В 1938 году для засекречивания телеграфной и телефонной информации была создана аппаратура "Москва". Разработкой занималась группа лучших инженеров страны под руководством ученого-радиотехника Владимира Котельникова. Именно он первым в СССР предложил засекречивать сообщения путем наложения на них специальных знаков.
Шифратор был сконструирован на электромеханических узлах и представлял собой барабан, заполненный шариками. Когда барабан вращался, шарики в случайном порядке скатывались по шести вертикальным трубкам. Они попадали на две движущиеся телеграфные ленты, наложенные одна на другую. Между ними находилась копирка. Каждый шарик оставлял на ленте отпечаток. Пятнышки складывались в одну дорожку. По этим меткам ленты перфорировали. Так получался случайный ключ, который рассылался на пункты установки аппаратуры. Специалисты считывали шифр с ключа при помощи фотоэлектронных элементов.
Литературный журнал, или тет-а-тет с автором
Фото: moskvam.ru
Толстые журналы в России – это особый раздел культуры. В советские годы они формировали вкусы и взгляды читателей, решали судьбы литераторов. Сегодня их тиражи заметно сократились, но они по-прежнему остаются трибуной для молодых авторов.
Литературный журнал "Москва" издается с 1957 года. В 1993-м он получил подзаголовок "Журнал русской культуры". На посту главного редактора за 55 лет существования побывали такие писатели, как: Николай Атаров, Евгений Поповкин, Михаил Алексеев, Владимир Крупин, Леонид Бородин (генеральный директор с 2009 года) и Владислав Артемов (с 2012 года).
На страницах издания впервые были опубликованы произведения "Жизнь Арсеньева" Ивана Бунина, "Они сражались за Родину" Михаила Шолохова и роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. В "Москве" можно было прочитать произведения и зарубежных авторов – Эрнеста Хемингуэя, Уильяма Фолкнера и других.
Именно благодаря толстым журналам читатели узнали Алексея Варламова, Юрия Козлова, Владимира Крупина, Юрия Полякова, Новеллы Матвеевой, Петра Краснова и других авторов современной прозы.
Удовольствие оптом и в розницу
Фото: uniconf.ru
Не один десяток лет на кондитерской фабрике "Рот Фронт" производится конфета в красном фантике с золотистыми узорами, характерными для древнерусского декоративного искусства. Мягкая глазированная карамель с начинкой – лакомство московских школьников второй половины XX века и лучший гостинец для детей из других городов СССР.
Иностранцы часто покупают "Москвичку" в качестве сувенира, то ли потому, что нравится вкус, то ли потому, что знают: фабрика-производитель имеет интересную историю и существует с 1826 года. Основанная купцом Сергеем Леновым, она начинала работу как мастерская по изготовлению карамели и помадки. Располагалась она в Замоскворечье на улице Малой Болвановке (ныне – 2-й Новокузнецкий переулок).
Леновы поколение за поколением развивали кондитерское дело. Маленькая мастерская стала крупной фабрикой, а к середине 90-х годов XIX века – "Товариществом на паях паровой фабрики шоколада, карамели и конфет". В 1900 году за предприятием укрепилось название "Торговый дом Леновых".
Купцы расширяли ассортимент и успешно вели дела вплоть до национализации, которая произошла в ноябре 1918 года. В 1931-м цеха посетил лидер немецких коммунистов Эрнст Тельман. Его речь вдохновила сотрудников фабрики, которую вскоре переименовали в "Рот Фронт" (интернациональное приветствие – сжатый кулак, поднятый над головой).
Берегись автомобиля, или Немецкое качество по-русски
Фото: wikimedia.org
В числе первых советских граждан, обладавших автомобилем, – поэт Владимир Маяковский. Правда, машина у него была не отечественная, а французская – "Рено". Сам Маяковский на ней не ездил, а привез из-за границы в подарок Лиле Брик. Но речь не об этом. Гражданский автопром в стране Советов начал развиваться позднее. Только в начале 1950-х у простых людей появилась возможность приобрести "Москвич-400", ГАЗ-М20 "Победа" или ГАЗ-12 ЗиМ.
Советский малолитражный автомобиль "Москвич-400" выпускался на столичном заводе МЗМА с 1946 по 1954 год. Чертежи этой модели были созданы с помощью немецких инженеров-механиков. Прототипом для нее стал трофейный автомобиль Opel Kadett, который производился в Германии с 1937 по 1940 год.
Шли годы, на столичные дороги выезжали все новые и новые "Москвичи". Шины этого автомобиля оставили свой след в истории советского кино ("Девушка без адреса", "Иван Васильевич меняет профессию", "Берегись автомобиля" и так далее).
"Красавица Москва" в сквере Конгресса США
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
По оценке ЮНЭСКО, "Красавица Москва" считается одним из самых лучших и красивых сортов сирени. Его можно встретить в крупнейших ботанических садах мира. Именно эти благоухающие кусты с нежно-розовыми цветами-свечками украшают Московский Кремль, Букингемский дворец и сквер Конгресса США в Вашингтоне.
Сорт вывел советский селекционер-любитель Леонид Алексеевич Колесников. Он работал шофером, воевал в годы Первой и Второй мировых, увлекался ботаникой и вывел более 300 сортов сирени. К сожалению, не все удалось сохранить, некоторые остались в единственном экземпляре.
В 1975 году на востоке столицы разбит Сиреневый сад, на территории которого растут кусты из питомника Леонида Колесникова.
Номера с видом на Кремль
Фото: ТАСС / Валентин Мастюков, 1979 год
В начале XX века Охотный Ряд входил в число самых злачных мест столицы, где располагались трактиры и торговые ряды, между которыми бегали полчища крыс. "Чистота была здесь не в моде", как писал Владимир Гиляровский. Власти не могли навести порядок. И только большевики, склонные к радикальным мерам, разогнали всех торговцев, посносили часть сооружений и начали реконструкцию.
В начале 30-х годов было принято решение построить гостиницу. Архитекторы Освальд Стапран и Леонид Савельев создали проект огромного здания в стиле конструктивизма. После того как были возведены несущие конструкции, выяснилось, что здание не вписывается в архитектурный ансамбль Охотного Ряда и не сочетается с Кремлевскими стенами.
Исправить ситуацию поручили архитектору Алексею Щусеву, который и добавил в чертеж колонны, открытую террасу, балконы и лоджии-аркады. Оскорбленные таким вмешательством первоотцы проекта Стапран и Савельев опубликовали в газете "Правда" негативный отзыв о Щусеве, обвинив его в краже идей. На некоторое время архитектора отстранили от работы. Однако справедливость не заставила себя долго ждать и зодчий все же смог закончить строительство по своим эскизам.
20 декабря 1935 года состоялась церемония открытия гостиницы "Москва", которая очень быстро стала самым модным и престижным местом для торжеств и приемов иностранных гостей. Долгое время у здания был только один корпус. В 1968 году за реконструкцию взялись архитекторы Александр Борецкий, Игорь Рожин и Дмитрий Солопов.
Сегодня Охотный Ряд является любимым местом туристов, а "Москва" – символом советской эпохи и характерной архитектуры. В 2004 гостиницу признали ветхой и разобрали. Девять лет велись работы по возведению нового здания. В 2013 году гостиница "Москва" обрела вторую жизнь, но уже под другим названием – Four Seasons Hotel Moscow.