Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
На всех лосей в Московской области могут повесить радиомаячки, сигнал от которых будут ловить антирадары автомобилистов. Об этом m24.ru сказал министр экологии и природопользования региона Александр Коган. Он подчеркнул, что такая дополнительная мера может быть добавлена в комплексную программу по обеспечению безопасности движения на трассах. Когда животное будет подходить к дороге, антирадар засечет сигнал маячка, и автомобилист сможет вовремя сбросить скорость, чтобы избежать столкновения.
"На дорогах Московской области много знаков, которые предупреждают автомобилистов о том, что на дорогу могут выйти дикие животные. Но уровень безопасности на дорогах поднимать надо, поэтому можно установить на всех лосей какие-либо датчики, которые сделают их более заметными для автомобилистов", – сказал Коган.
Он пояснил, что на магистралях федерального и регионального значения также велик риск столкновения автомобилиста с одомашненными животными, например, с коровой. Но если за крупным рогатым скотом, как правило, присматривает пастух, то контролировать перемещение лосей через трассы крайне сложно.
"Совершенству нет предела, и когда появится финансовая возможность, мы будем рассматривать и вносить изменения в существующую программу. Потому что внезапное появление крупного животного на дороге влияет на безопасность движения", – заключил чиновник.
Сопредседатель Союза экологических организаций Москвы Андрей Фролов считает, что оснащать маячками нужно будет всех лосей: от мала до велика.
"Лоси – довольно крупные животные. Они даже рождаются довольно массивными, а детеныш в возрасте 2-3 месяцев может весить порядка 200 кг. Столкновение с ним на скорости может закончиться трагедией. Поэтому метить нужно не только взрослых особей", – пояснил Фролов.
При этом он отмечает, что сами лоси будут "не в восторге" от идеи повесить на них радиомаячки. "Во-первых, маячок, как и любая метка, крепится к уху. Для лося это – чужеродный предмет, от которого животное будет пытаться избавиться. И с большой долей вероятности, ему это в какой-то момент удастся. Во-вторых, придется отлавливать всех животных и метить каждого. Некоторых придется отлавливать и метить повторно. Возможно, не один раз, а это большой стресс для зверя", – подчеркнул эксперт.
Радиомаячки могут несколько снизить вероятность столкновения автомашины с лосем, считает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
"Сегодня антирадарами пользуется каждый пятый автомобилист. Эти устройства могут улавливать сигналы многих датчиков – вплоть до фотоэлементов автоматических дверей на заправках. Услышав сигнал, водитель инстинктивно притормозит. Но есть и сложность: зимой безопасная скорость прохождения "лосиного теста", то есть маневра по объезду внезапно возникшего препятствия, – 40-50 км/ч. По трассе никто с такой скоростью не ездит", – сказал он.
Напомним, ранее столичные экологи выступили с инициативой сделать над МКАДом в районе Лосиного острова эстакады, по которым животные могли бы переходить через магистраль. Активисты и местные жители отмечают, что технологические тоннели под кольцевой автодорогой слишком узкие, поэтому лоси воспринимают их как западню и предпочитают пересекать полотно по проезжей части. Предполагается, что строительство
"надземных переходов" для лосей поможет снизить риск ДТП.
Последний случай столкновения с лосем произошел в минувшее воскресенье на петербургской КАД. Сразу две иномарки врезались в животное, которое внезапно выскочило из леса. От удара сам лось погиб, а водители автомашин отделались серьезным шоком.
Встречи с лосем могут окончиться и курьезом. Например, летом прошлого года в Костроме лось так испугался, что
перепрыгнул автомобиль. Но чаще последствия бывают более серьезными. К примеру, летом 2015 года на трассе в Ленинградской области лось, сбитый иномаркой, упал на крышу другой легковушки и насмерть придавил водителя.