Форма поиска по сайту

Легендарному советскому автомобилю "Чайка" исполнилось 55 лет

This browser does not support the video element.

16 января 1959 года началось серийное производство отечественного автомобиля ГАЗ-13 "Чайка". Основой для его проектирования стали американские машины Packard и Cadillac.

Как и все знаковые события той эпохи, выпуск отечественного авто представительского класса приурочили к очередному XXI съезду КПСС. На нем, кстати, объявили о полном и окончательном построении социализма. Так что, по мысли главных конструкторов прекрасного далека, "Чайка" берет уже курс на коммунизм.

Автомобиль ГАЗ-13 "Чайка", 1972 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Эту машину тогда нельзя было купить ни за какие деньги. На ней ездила партийная номенклатура, ее выдавали за особые заслуги - как у Шолохова, Гагарина или Фиделя Кастро. А простые граждане ездили на трамвае. Да, простого советского человека до светлого коммунистического завтра должен был довезти общественный транспорт, отнюдь не "Чайка".

Несмотря на грубоватое исполнение и посредственное качество окраски, модель этого авто - до сих пор желанный раритет для большинства коллекционеров.

Высокий полет советской "Чайки"

ГАЗ-13 "Чайка" - советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. В общей сложности было изготовлено 3189 автомобилей этой модели. Официальной датой начала выпуска ГАЗ-13 "Чайка" считается 16 января 1959 года, но на самом деле первые автомобили собирались еще осенью 1958 года. Первые модели "Чайки" имели ряд незначительных отличий от последующих, вроде иного расположения надписи "Чайка" сзади.

Новая "Чайка", 1977 год. Фото: ИТАР-ТАСС

В последующие несколько лет "Чайки" многократно экспонировались на автомобильных и промышленных выставках за рубежом, в том числе в городах Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико. В Нью-Йорке на советской выставке 1959 года была представлена одноцветная "Чайка", но с характерным для двухцветных машин салоном - с алой тканевой обивкой, имевшей "шахматный" узор.

В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан и вариант с кузовом "кабриолет", получивший обозначение ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стекол дверей отсутствовали - вместо них на боковых стеклах были легкие металлические окантовки. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нем помещалось только два человека, а общее число посадочных мест сократилось до шести.

Автомобиль "Чайка" на Всемирной выставке, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Кроме того, с того же года в производственной программе значился и вариант с кузовом "лимузин", имевший перегородку в салоне - ГАЗ-13А. Выпущено таких автомобилей было немного. В настоящее время известно лишь около 10 сохранившихся кабриолетов и всего один лимузин. Выпуск автомобиля к этому времени достиг 150 штук в год и впоследствии оставался примерно на этом же уровне.

В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 получила обновление, у нее появился карбюратор К-114 (вместо К-113), новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колеса со стильными колпаками. Салоны автомобилей теперь стали обивать сукном парадных офицерских шинелей серого цвета.

"Чайки" у гостиницы "Москва" в столице, 1981 год. Фото: ИТАР-ТАСС

В 1970-х годах "Чайка" получила боковое зеркало заднего вида на левой двери. Затем, параллельно с выпуском "Чайки" ГАЗ-14 и по ее образцу, на ГАЗ-13 был модернизирован салон. Вместо латунной сетки на панели приборов появилась пленка с текстурой "под дерево", диваны и обивочные панели дверей стали обтягивать велюром горчичного или зеленого цвета. Появился новый транзисторный радиоприемник с коротковолновым диапазоном. Именно такой автомобиль - один из последних выпущенных экземпляров - находится на обозрении в музее "ГАЗ".