Форма поиска по сайту

Переобувка: как выбрать зимнюю резину

Фото: ИТАР-ТАСС

В Москву пришла по-настоящему зимняя погода. В шиномонтажах уже выстроились очереди из автовладельцев, спешащих "переобуть" свои машины. M24.ru узнало, какая зимняя резина обеспечит водителю уверенность и безопасность на дороге.

Климат диктует правила игры

Хотя российские законы и не запрещают использование летней резины зимой, отметим, что в холодное время года даже дешевые зимние шины будут намного надежнее и безопаснее, чем самая дорогая летняя резина. В холодное время летняя резина твердеет и становится дубовой, она имеет более низкое сцепление с дорогой, что существенно повышает вероятность заноса, также увеличивается вероятность разрыва колеса при обычном проколе. Менять летнюю резину на зимнюю рекомендуется, когда на улице похолодало до +7 градусов.

Отмечу также, что жителям Московского региона не стоит надеяться, что они отделаются покупкой одних лишь всесезонных шин. Объясню почему. Всесезонные шины как по химическому составу, так и по рисунку протектора абсолютно не годятся для жары и сильных морозов. Температурный диапазон для их эксплуатации – от +20 до -5 градусов, а их поведение при наличии на дороге снега и грязевой каши лишь немного улучшено по сравнению с классическими летними шинами. Кроме того, эти покрышки как правило предназначены для городских улиц, которые регулярно чистят – то есть такая резина, может, и годится для европейцев, но не для москвичей.

This browser does not support the video element.

При покупке зимних шин водителям следует делать выбор, исходя сразу из нескольких факторов. В расчет стоит брать то, насколько часто и далеко вы ездите на машине, а также климатические условия, в которых автомобиль эксплуатируется. Например, шипованная резина с грубым рисунком протектора будет идеальна для региона, в котором зимой обычно стоит сухая погода, а дорожное полотно представляет собой плотно укатанный лед. Зато такая резина шумит на порядок сильнее и не подходит для гоняющих на скорости больше 130 км/час, а также для регионов, где на дорогах преобладает снежная каша, потому что шипы не смогут обеспечить достаточное сцепление, и безопасность эксплуатации машины снижается.

Шипованная vs нешипованная резина

Делая выбор, главное - не поддаваться стереотипу о том, что шипы зимой – это однозначно повышенная безопасность. Они действительно сократят тормозной путь на хорошо укатанном снегу и ледяной корке, улучшат устойчивость автомобиля, а также упростят старт и разгон в тех же условиях. Но вот на сухом и мокром асфальте шипы наоборот существенно снижают сцепление колес с дорогой, что удлиняет тормозной путь и снижает заносоустойчивость, а в рыхлом снегу или на болотистой грунтовке шипы гораздо быстрее "вкопают" автомобиль и посадят его "на пузо". Есть еще пара недостатков: шипованная резина более шумная и увеличивает расход топлива. Кроме того, многие современные нешипованные зимние шины по сцеплению с дорогой в откровенный гололед практически не уступают "шипам", особенно если температура воздуха опускается ниже -15 градусов. Происходит это благодаря структуре протектора, на котором "высечены" поперечные ламели, в народе называемые "липучками". И вообще, шипы могут стать причиной заноса гораздо быстрее, нежели покрышки без них.

Если же вы все таки остановили свой выбор на "шиповке" для езды по сугробам и целине, то вам следует обратить внимание на резину, где рисунок протектора состоит из отдельно стоящих элементов, часто напоминающих форму ромбиков, кубиков или снежинок, высота которых достигает 9-10 мм и между которыми при этом достаточно большие зазоры (как продольные, так и поперечные). Если при этом резина направленная (о чем свидетельствует V-образное расположение элементов рисунка и большая стрелка на боковой поверхности покрышки с надписью rotation), то машина будет увереннее вести себя в снежно-грязевой каше, в которую превращаются дороги в мегаполисе зимой. В любом случае, такая резина однозначно не подходит для безопасной езды на высоких скоростях.

Типы нешипованной резины

Фото: Оксана Загребнева

Нешипованная зимняя резина делится на два типа: европейскую и скандинавскую. Каждый вариант будет оптимален в своих погодных условиях.

Европейский тип похож на противодождевую резину. Его характерные особенности – диагональное построение рисунка с развитой сетью водоотводных каналов, большим количеством тонких прорезей и мощными грунтозацепами по периферии протектора. Чем больше длина прорезей, тем больше длина кромок, которыми шина может цепляться за дорожное покрытие, вбирая в прорези воду и снег, осушая и очищая тем самым пятно контакта шины с дорогой. Основной задачей этого типа шин является наилучшее сцепление с дорогой при дожде или в мокрый снег.

Фото: Оксана Загребнева

Скандинавский тип имеет более разреженный рисунок, с большим количеством прямоугольных или ромбовидных "шашечек", размещенных в шахматном порядке. Они имеют довольно большое расстояние между собой. Это сделано для того, чтобы протектор легко продавливал прочную верхнюю поверхность льда или снежного наста и в тоже время хорошо очищался от снега и грязи. Основная задача такого типа шин - сделать наилучшим сцепление с заснеженной или заледенелой дорогой. Для жителей областных городов или для постоянных поездок по пересеченной местности такие шины будут в самую пору и не дадут застрять в сугробах нечищеных дорог.

Нешипованные шины отличаются также по рисунку протектора: скоростные зимние шины имеют высокий индекс скорости и ярко выраженный "спортивный" рисунок протектора, а также несколько заниженную высоту элементов рисунка – 6-7 мм. Эта резина бывает только направленной. Такие покрышки предназначены исключительно для сухих очищенных трасс, а вот слякоть, ледяная корка или снег могут стать для них существенным препятствием. Эксперты не рекомендуют этот тип шин для российских дорог. Классические зимние шины имеют средние поперечные зазоры, широкие продольные канавки, высота элементов рисунка – 7-8 мм. Такая резина может быть как направленной, так и нет. Основная масса автовладельцев, использующих данные шины, - это водители, предпочитающие спокойное и безопасное передвижение в зимний период, причем преимущественно по асфальту. Соответственно, приобретая такую резину, нужно понимать, что она не подойдет для езды по сугробам или на высоких скоростях зимой. Среди плюсов - более низкая цена покрышки, а также более длительный срок ее службы. Шины с ассиметричным рисунком протектора визуально вдоль делятся на две части. Одна, как правило внешняя, имеет классический вид и должна обеспечивать хорошее сцепление с асфальтом. Другая часть, как правило внутренняя, должна обеспечить сцепление на снегу и в слякоти. Тут нужно понимать, что функции-то реализованы, но полезная площадь этих частей уменьшена в два раза, потому для каждой функции уменьшится и эффективность. Такие шины являются неплохой альтернативой классической зимней резине, но они однозначно дороже классики. Есть ли смысл платить за такую универсальность, решать вам.

Изучаем маркировку

Фото: Оксана Загребнева

Чтобы не дать продавцу облапошить себя и продать совсем не или не совсем то, что вам нужно, изучите маркировку, которая имеется на всех шинах. Вставить фото 4 Дата изготовления. Выглядит в виде четырех цифр на боковине шины (первые две цифры – номер недели года, вторые две – сам год). Нужно иметь в виду, что трех и четырехлетние шины могут уже иметь не те качества; Износостойкость. Данный параметр называется Treadwear и исчисляется в единицах. Стандартная износостойкость – 100 ед. Их обычно хватает на 48 000 км. Пробега, то есть примерно на сезон; Индекс скорости. Обозначается буквами английского алфавита – от N (140 км/ч) и до ZR (выше 240 км/ч). Тем, кого интересует быстрая езда и низкий износ, лучше всего брать шины с маркировкой S; Показатель нагрузки. Он означает, какой вес приходится на каждое колесо. По словам специалистов, данный индекс должен быть в пределах 30 - 35 процентов от веса снаряженного автомобиля; Тип шин. У зимних моделей резины маркировка должна быть M+S (Mud + Snow) и/или Winter, что в переводе означает "грязь и снег" и/или "зима". Сертификация. Буква "Е" означает соответствие требованиям Евросоюза, а DOT - требованиям США. Иногда на некоторых моделях присутствуют обе эти маркировки.

Дата изготовления. Фото: Оксана Загребнева

Дополнительно маркируются такие признаки, как показатель сцепления на мокрой дороге (от A до G), топливная экономичность (от A до G), а также акустический комфорт (1 деление – оптимальный уровень, 3 деления – слабый). Также стоит напомнить, что профессиональные внедорожные и гоночные шины не маркируют, как и наварные, шипованные и некоторые другие типы. Это стоит учитывать при покупке.

Цена безопасности

Если вы ездите на автомобиле только на работу, в магазин и пару раз за сезон в лес на шашлык, т.е. пробег вашего авто составляет не более 5 000 - 7 000 за сезон при скорости в городе 60 км/ч, а за городом - 90 км/ч, то вы можете выбрать зимние шины абсолютно любой модели. Разница будет не столь заметна и принципиальна. Если же вы придерживаетесь более "гоночного" стиля езды и эксплуатируете машину более активно, то при покупке стоит присмотреться к более дорогим моделям резины.

Судя по рейтингу шипованных зимних шин 2013-14 гг., представленному порталом basetop.ru и основанному на оценке экспертов журнала "За рулем", купить качественную резину можно по цене от 1790 рублей (шины Amtel Nordmaster ST) до 5200 рубей за штуку (шины Michelin X-Ice North 3). При этом дороже не означает лучше. Так, например, Michelin X-Ice North 3 заняли лишь девятую строчку в десятке лучших шин, а Amtel Nordmaster разместился на две строки выше. Победителем же стала резина Nokian Hakkapeliitta 8 (средняя цена 3700 руб), вторую и третью строчку заняли Continental ContiIceContact (3 590 руб) и Michelin X-Ice North 2 (3 120 руб).

Что качается нешипованных шин, то, по результатам тестирования журнала "За рулем" лучшая восьмерка выглядит так:

Нешипованные шины 175/65/R14 Оксана Загребнева