Форма поиска по сайту

Оправдан ли риск: почему "АвтоВАЗу" нужно снизить цены на новые машины

Фото: ТАСС/Валерий Шарифуллин

На этой неделе "АвтоВАЗ" озвучил цены на новые модели Lada Vesta и XRAY. Экономический обозреватель m24.ru Константин Цыганков объясняет, почему российскому автопрому пока рано ставить такую цену на свою продукцию.

В опубликованном Boston Consulting Group рейтинге конкурентоспособности среди 25 крупнейших экономик мира наша страна заняла гордое 4-е место, поделив его с Мексикой. Рассчитывается данный рейтинг на основе индекса производственных затрат – чем он ниже, тем ниже себестоимость товаров и услуг в долларах. Соответственно, выше конкурентоспособность страны по сравнению с первой экономикой мира – США.

Главная причина того, что Россия поднялась так высоко в этом рейтинге – девальвация рубля, которая привела к снижению долларовой стоимости товаров и услуг за год почти в два раза. Это хорошо, но только эта конкурентоспособность пока исключительно на бумаге. Реальная стоимость продукции с гордым наименованием "Made in Russia" – это, например, наш автопром, который не перестает нас удивлять.

Стали известны предварительные цены на новые автомобили Lada. По словам президента "АвтоВАЗа" Бу Андрессона, новые модели Lada Vesta и XRAY, если бы их продажи начались сейчас, стоили бы в диапазоне 475-495 тысяч рублей за седан и 575-595 тысяч рублей за хэтчбек. Речь идет о базовой комплектации. Конечно, цены еще могут поменяться, но что-то подсказывает, что этот ценник выглядит неконкурентоспособным.

Они могут сколько угодно рассказывать о том, что стартовые комплектации машин будут богато оснащены, но чтобы получить реально "середняка" придется платить тысяч на 100 дороже. Хотя руководство "АвтоВАЗа" подчеркнуло, что вариантов комплектаций Vesta и XRAY – одиннадцать.

This browser does not support the video element.

Напомню, последние годы модели Lada Granta и Lada Kalina были в пятерке самых продаваемых автомобилей в России. А Lada Largus стала действительно успешным и популярным коммерческим автомобилем. Каковы шансы на успех у новых детищ шведского рулевого "АвтоВАЗа"?

Если бы указанная цена соответствовала хотя бы средней комплектации, у российского производителя были бы реально неплохие шансы. Но с такой ценой соперничество с ближайшими конкурентами выглядит, мягко говоря, очень рискованным.

Новый отечественный седан, по мнению представителей "АвтоВАЗа", должен будет состязаться с: Renault Logan (500 тыс. рублей в комплектации Expression; 60 тысяч проданных машин за 2014 год); Hyndai Solaris (600 тыс. рублей в комплектации Comfort; 114 тысяч проданных автомобилей в 2014 году); Kia Rio (569 тыс. рублей в комплектации Comfort; 93 тысячи единиц продано в 2014 году); Volkswagen Polo (561 тыс. рублей в комплектации Comfortline;58 тысяч машин продано в 2014 году). Новенький XRAY, как хэтчбек В-класса бросает вызов Renault Sandero Stepway (656 тыс. рублей за 102 л.с. Privilege с АКПП), Renault Duster (807 тыс. рублей за Expression 143 л.с. с АКП), Geely MK Cross (429 тыс. рублей за Luxury), Chery IndiS (419-440 тыс. рублей), Nissan Juke (1,1 млн рублей за SE+).

Поймите меня правильно – я за то, чтобы мы с вами потребляли нашу, отечественную продукцию. Но с двумя условиями – она должна быть лучше, или как минимум равна по уровню качества всем иностранным аналогам, и быть дешевле или аналогичной по цене конкурентам. А самое главное – заслужить наценку за бренд. "АвтоВАЗ" изо всех сил сегодня пытается восстановить свою "подмоченную" репутацию и последние несколько лет делал это не без успехов. Но денежную наценку за значок LADA делать еще рано. Если подобной "брендовой составляющей" в цене нет, и по качеству, что самое главное, автомобиль не уступает конкурентам – я готов признать свою неправоту и даже буду рад сделать это. Пока же, проведенный мной в рамках рабочего пространства и социальных сетей опрос, показал только одно – доверия к российским машинам у людей нет. И хотя, у многих иномарок (в том числе и конкурентов новых моделей Lada) процент локализации в России достигает 75 процентов, доверия именно к продуктам "АвтоВАЗ" я пока не встретил. А учитывая завышенную, по мнению автомобилистов, цену за наши машины, ничего хорошего от предстоящего осенью старта продаж можно не ждать.

Далее, я приведу цитату руководителя по маркетингу и послепродажному обслуживанию проекта Lada Vesta Кристины Дубининой: "Весту" разрабатывали русские люди для русских людей".

Хочется спросить: "Вы раньше тоже так делали? Или начали только сейчас. Это критически важно".

Мне вот очень не хочется, чтобы новые модели нашего любимого "АвтоВАЗа" постигла судьба Volga Siber – среднеразмерного седана, выпускавшегося с 2008 по 2010 год. Всего было выпущено 8933 автомобиля, которые продавались по цене от 496 до 586 тысяч рублей, в зависимости от комплектации. 31 октября 2010 года производство данной модели было закрыто из-за слишком низкого спроса и убыточности производства. Распоряжение это, кстати, отдал тогдашний президент группы ГАЗ и нынешний президент "АвтоВАЗа" Бу Андрессон. Быть может этот швед и есть последняя надежда отечественного автомобилестроения. Или последний гвоздь в крышку его гроба.