Форма поиска по сайту

А вместо сердца: как определить перед покупкой, исправен ли двигатель машины

Фото: ТАСС/ Елена Пальм

В заключении цикла материалов, посвященных приобретению подержанного автомобиля, хочется поставить жирную точку, обсудив техническую сторону вопроса. Ведущий программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин расскажет о том, как определить состояние двигателя машины с пробегом.

Будем помнить о том, что машина с рук — это всегда настоящий кот в мешке. Ни один специалист, будь он мотористом, электриком, кузовщиком или экспертом-криминалистом не даст вам стопроцентную гарантию, что уже на следующий день после покупки с машиной ничего не случится. Вашу ласточку, как залоговую, может неожиданно арестовать банк; может зазбоить двигатель и она встанет; могут заскрипеть колодки и откажут тормоза и проч.

Поэтому, мой главный совет сродни поговорке, про семейную жизнь: до свадьбы смотри в оба, а после — сквозь пальцы. Поэтому, покупая автомобиль, вы должны быть, прежде всего, крайне придирчивы к своей железной избраннице, если не хотите получить ворох проблем после ее приобретения.

В связи с этим мне вспоминается история покупки красивого авто, которое мне продавала девушка. Есть такой миф, что, мол, девушки и ездят аккуратнее, и салон чаще моют и пылесосят, и технический осмотр производят вовремя. Так вот, приезжает на приглянувшемся мне авто барышня... Машина просто блестит. В салоне чистота: панель приборов сверкает, сиденье не затерто и не продавлено, пепельница девственная, а на пластике не единой царапинки. Плюс, как приятный бонус, машина просто пропитана ароматом дорогих духов. Не машина, а просто мечта!

Единственный минус, который бросался в глаза, так это дырявый водительский коврик, продавленный ее каблуками. Сервисная книжка тоже вроде была с надлежащими отметками об осмотрах, то есть в порядке. Однако, я заметил, что с момента окончания гарантийного срока минул год, а потому все же решил загнать машинку на подъемник.

И вот сидим мы с этой милой девушкой, пьем кофе. Она взахлеб рассказывает мне о том, как полюбила эту машину, как она холила ее, лелеяла и, естественно, как ей жаль расставаться со своей верной подружкой. В общем сижу и не пойму в кого я больше влюбляюсь в девушку или в ее машину...

Однако, в этот момент нас подозрительно быстро приглашают в сервисную зону. Немая сцена: у авто стоит дико озадаченный моторист с двумя щупами в руках, один щуп масляный, другой от коробки передач. Сервисмен, увидев нас, говорит, что ни разу в жизни ничего подобного еще не видел. С этими словами, он опускает сначала один, потом другой щуп в каналы. Достает их обратно и демонстрирует мне полностью сухие тросики без малейшего намека на следы масла...

Конечно, я благодарю девушку и советую ей все же долить маслица, предварительно убедившись, нет ли протечек протечек, а потом смело продавать машину другому ценителю автомобильного лоска. Поэтому мой первый совет. Не забудьте посмотреть и на уровень масла. Кроме того, обратите внимание, не вымыт ли сам движок. Это тоже повод задуматься над тем, возились с ним или нет. Прислушайтесь к его работе, а именно, насколько ровно и тихо он работает, не слышны ли посторонние железные шумы и скрежетания, не гуляет ли он от вибрации. В большей степени это касается бензиновых двигателей, тогда как у дизельных небольшая вибрация и тарахтение вполне допустимы.

Подойдите к выхлопной трубе и посмотрите на нее, не выключая двигатель. Сизый или черный дым из трубы с неприятным запахом жженого масла - это тревожный сигнал.

Оценить работу двигателя можно и при помощи тахометра. В том случае, если стрелка немного прогуливается вверх-вниз, двигатель работает неравномерно, норовит временами заглохнуть, при этом и электрика "то потухнет, то погаснет" - лучше закончить знакомство с машиной. Не слушайте продавцов, мол: "да ей надо прогреться", "свечи надо поменять", "такое иногда бывает", "там форсунка одна засорилась" - разворачивайтесь и уходите. Если сердечко машины шалит, будьте уверены, машина непременно умрет у вас на руках, а ее реанимация влетит вам в копеечку.

This browser does not support the video element.

Что касается проверки коробки и сцепления. Эти агрегаты можно проверить только на ходу и никак иначе. Экзамен необходимо начать с того же щупа. Масло в коробке должно быть светлое, соответствовать уровню и, обязательно, должно быть без запаха гари или подгоревшего сахара. Уровень масла замеряется на хорошо прогретом двигателе. Жидкость должна находиться между верхней и нижней риской т. е максимальной и минимальной отметками.

Если и этот тест машина выдерживает, попросите продавца выехать за пределы площадки или салона для того, чтобы прокатиться. Если на машине стоит автоматическая коробка, то для начала поставьте рычаг в положение Р - паркинг. Затем включите режим D - драйв. Включение не должно сопровождаться ударами, пинками или толчками. Отпустите педаль тормоза, машина должна поехать вперед. Если этого не происходит, а чтобы машина покатилась, надо добавить газу, значит, коробка уже ждет своего неутешительного приговора. На месте стоит протестировать и работу пониженных передач, раздаточной коробки - если присматриваетесь к внедорожнику.

Главное - вы должны ощущать момент плавного включения узлов и готовность машины к дальнейшим задачам. Кстати, не забывайте отслеживать электронную индикацию передач — они должны гореть и четко "докладывать" об исправной работе в системе. Затем выезжайте на трассу. На скорости передачи должны переключаться также мягко без догоняющих ударов сзади. Исключением может быть коробки-робот, у нее переключение происходит гораздо жестче и, действительно, с неким запаздывающим подхватом.

This browser does not support the video element.

Что касается механических коробок, то здесь все просто, как, собственно, и сам агрегат. Скорости должны включаться четко и не вылетать при движении, а при нажатии сцепления — нет посторонним шумам и подозрительным гулам. Педаль должна ходить плавно и мягко без каких-либо провалов.

Ну и в завершении. Как бы вы не полагались на собственный опыт и не руководствовались своими знаниями, советую проверять машину при помощи специалистов. Как минимум, надо посетить автосервис и провести электронную диагностику двигателя и коробки.

Кроме того, обратите внимание на самого продавца. Насколько аккуратен он в одежде, как хранит документы. Составьте для себя психологический портрет этого человека, ведь его темперамент также указывает на его манеру вождения, а значит на целостность автомобиля бывшего в его эксплуатации, а также на ресурс узлов и агрегатов. Не ошибитесь в выборе!