Автор программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" и автомобилист с 30-летним стажем Игорь Швыткин рассказывает о машинах последних поколений, которые пользуются массовым спросом. Сегодня речь пойдет об УАЗ "Патриот".
Фото: m24.ru/Игорь Швыткин
Думаю, многие из нас любят вещи hand made. Вот и я отнюдь не исключение – люблю ручную работу. Будучи на заводе, наблюдая над процессом сборки уазиков, я про себя подумал: ну и хорошо, что в Ульяновске нет этих автоматических роботов-страшилищ, стругающих автомобили прямо на глазах. Да, пусть наши "Патриоты" отчасти собираются по старинке, однако все это продукт настоящей ручной работы. Может, это и хорошо?
Однако, судя по отзывам владельцев "патриков", некоторые из них очень бы хотели эти руки кому-то оторвать или хотя бы посмотреть в глаза тем, кто не удосужился затянуть жизненно важные болты, гайки или хомуты. Потому как после покупки машины именно протяжкой всех сочленений и креплений стоит в первую очередь заняться новоиспеченному собственнику.
И все же не будем спешить. Тем более что эта информация уже, скорее, для счастливых владельцев. А вот становиться таковыми или нет, каждый решит для себя сам, ознакомившись, например, с моими впечатлениями после проведенного тест-драйва.
Мне достался бензиновый "Патрик" с мотором 2,7, "запряженный" 135 лошадками. Первое впечатление от экстерьера белого стального коня – он огромный и высокий до неприличия. Обновленный "Патриот" стал гораздо заметнее в потоке спереди. Его шильдик и радиаторная решетка всерьез прибавили в размерах. Передние фары прищурились светодиодным светом габаритных огней. В остальном существенных внешних конструктивных изменений замечено не было.
Пытаюсь открыть дверь – и понимаю, что даже дверная ручка находится выше уровня среднего кроссовера или полноценного внедорожника. Радуюсь, что сидеть я буду высоко, а глядеть далеко – это первый плюс в машине. Открыв дверь, стараюсь сообразить, что мне нужно сделать дальше. С моим ростом в 182 сантиметра мне приходится тянуться в поисках ручки или хоть какого-то зацепа для руки, но, кроме рулевой баранки, ничего подходящего не нахожу. Хватаюсь за руль. Но тут же не знаю, куда ставить ногу – на подножку или сразу попытаться запрыгнуть в салон. Со стороны вижу себя неуклюжим или, что куда страшнее и смешнее, пьяным дальнобойщиком, который карабкается в кабину своей фуры. Конечно же, это был первый минус, который тут же нивелировал все положительные эмоции от высокой посадки. Неужели на ручке банально сэкономили? Неужели оно того стоило? "Эх, надо было сначала тест-драйв провести, а уж потом с конструктором встречаться, чтобы задать пару неудобных вопросов" – сокрушался я.
Я в салоне "Патриота". Осматриваюсь. Впечатления от двуглазой приборной доски спокойные. Все по-спартански, аскетично, в общем, в духе Ульяновского завода. Оглядываюсь назад: ну, пространство на заднем диване действительно впечатляет. Единственное, о чем я подумал, что все это ведь в ущерб месту в багажнике, который хоть и имеет высокий потолок, однако вышел не очень большой в длину. Здесь угадывается посыл от конструкторов: мол, "Патриот" – это прежде всего комфортный кроссовер для перевозки пассажиров, нежели тягловая лошадка для серьезных грузов.
Что ж, если так, то я пытаюсь понять свои ощущения от посадки – эмоций ноль. Стараюсь разобраться. Сижу как-то неудобно. Спинка водительского кресла из сомнительной кожи широкая, к тому же еще и вроде как с заявленной боковой поддержкой, которую, увы, я своей спиной не чувствую вовсе. Однако она там есть! Посмотрел на регулировки сидений. Механический барашек угла наклона спинки расположен ну очень далеко сзади и моя ладонь к нему просто не пролезает – пришлось открыть дверь, чтобы им воспользоваться. Еще слева на торце сидушки, также практически вплотную к двери, присутствует рычаг механизма регулировки подушки сиденья по высоте. Им еще можно как-то худо-бедно, но все же пользоваться даже в движении. Под сиденьем спряталась механическая ручка-планка для езды кресла при помощи ног вперед-назад на полозьях.
И собственно, все. И это люкс?! При этом в дальнейшем, сколько бы я ни пытался подобрать хотя бы компромиссное для меня положение кресла, ничего не получалось. "Патриот" кричал: "Нет! Я так не умею! Я умею только вот так! Не нравится – придется смириться!" И мне ничего не оставалось, кроме как все же смириться. Единственное – немного спасала рулевая колонка, которая трансформировалась как по высоте, так и по вылету. Это был приятный бонус от производителя. Плюс зимой руль греется по всему диаметру – тоже мерси заводчанам. В остальном, что касается того же руля, то оплетка очень нежная и сотрется наверняка быстро. Звуковой сигнал громкий, но по тональности совковый. На руле он упругий и нечувствительный. Кнопки управления системами на баранке такие же тугие и неотзывчивые – например, проще прибавить музыку или управлять кондиционером непосредственно на самих системах.
В общем, посадка в "Патриоте" хоть и высокая, но неудобная. Водитель всегда ограничен дверью слева, а на пассажира, соответственно, давит его дверь справа. Такой эффект тесноты по бокам создают узенькие дверные подлокотники, куда постоянно хочется положить тот же локоть. Но расположить его комфортно не получается. Зато с лихвой хватает места на центральном подлокотнике, который, в свою очередь, тоже нельзя назвать очень удобным из-за его короткой площадки, сделанной в угоду крупным кнопкам обогрева сидений, руля и шайбы режимов подключения приводов – все они также расположились здесь же, в подвале центральной консоли за рычагом переключения передач.
Что касается доски приборов, то она крайне простая и понятная. Без излишеств. Информации, перегружающей мозг водителя и бортовик авто в целом о всяких там поломках, былых ошибках и давлении в шинах, не предусмотрено. Да и незачем. В общем, я лично в этом вопросе тоже за простоту. Отделка торпедо и центральной консоли – откровенный пластик, который, правда, очень легко царапается. Уж очень он гладкий по своей структуре. Посередине разместилась медиасистема с экраном без какого-либо защитного козырька. А потому в светлый день изображения, естественно, становятся не столь яркими. Навигатор "Навител" ведет неплохо.
Но снова нюанс. На стоящем автомобиле ведение, а также изображение карты исчезает и включается отражение зоны работы передних парктроников. То есть задать адрес и тут же идти по указке навигации можно только в движении, что крайне небезопасно! Очень неудобно! Возможно, эту функцию можно отключить, но я не разобрался. Музыка "Супра" на среднем уровне в силу несостоятельности штатных динамиков. Ниже экрана расположена однозонная климат-система. Жарила хорошо. Но вот обдув боковых стекол передних дверей периодически со своей задачей не справлялся.
В пути на хорошо прогретой машине невозможно было установить комфортную температуру для всех пассажиров. Всегда кому-то было немного прохладно, а кому-то чуть-чуть жарко. Эффективная подача заданной температуры начиналась на высоких оборотах. Если мощность вентилятора убавляли, в машине сразу становилось холодно. Сидящим впереди особенно дуло по ногам, а также всерьез проветривалась поясница. А теперь, собственно, о результатах эксплуатации. А точнее, как это и многое другое было...
В силу впечатляющих габаритов, внушительного внутрисалонного пространства и суперкрейсерской посадки в машине этот материал можно было бы назвать так: "Патриот" – чемодан на колесах", но увы... Получился все-таки "Чемодан без ручки". И вот почему.
Во-первых, это действительно огромная машина, такой чемодан пространства. Во-вторых, ту самую злополучную дверную ручку у машины все же успели оторвать. И произошло это не где-нибудь на провинциальной выставке, а – на минуточку – в ходе презентации машины первому лицу государства. И уж простите, сия картинка настолько врезалась в память, что лично мне каждый раз страшновато было прикасаться к дверям экспериментального автомобиля.
Ну и в-третьих, конечно, после знакомства с машиной, на ум приходило то самое выражение, которое наверняка повторяют многие владельцы: "Патриот" как тот самый тяжеленный чемодан без ручки, который нести тяжело, а бросить жалко". Так и есть: вроде и новый, и дешевле заморских конкурентов, и обслуживать не столь накладно, но вот болячки, эхом ревущие из далекого прошлого, уж крайне неприятны. Продавать же недавно купленную машину, разумеется, никому не хочется – жалко. А потому, подобно тому кулику, приходится ею владеть и, наперекор здравому автомобильному смыслу, еще и хвалить.
Борьба интересов, или Мир компромиссов
На мой взгляд, "Патриот" – машина сплошных конфликтов. Комфорт одной зоны идет в ущерб другой. Нет той самой сбалансированности и оправданности, что ли, которая, кстати, имела место у ее советских предшественников. Там, по крайней мере, не было даже претензий на комфорт – все ради дешевизны в производстве и простоты в обслуживании. Но в "Патриоте" все по-другому. Над машиной работает не одна голова. И как раз этим и объясняется некий раздрай и сплошная борьба интересов отдельных личностей, которая и отражается на конечном продукте – на автомобиле.
Например, столкновение того же свежего конструкторского вызова, обусловленного требованиями времени и практического опыта, полученного в результате эксплуатации ранних экземпляров. То есть противостояние старой гвардии и молодых конструкторов на заводе налицо. Даже девиз "Патриота", мне кажется, несколько противоречив и находится в конфронтации: "Меняюсь, но остаюсь собой". Это, простите, как? Так меняется или остается? Или речь о том выстраданном шаге вперед в результате пинка под зад?
Знаете, я долго думал, какую именно точку поставить в финале. Как написать так, чтобы никого не обидеть, найти и перечислить если не все, то характерные плюсы и минусы этой машины. Как соблюсти некий баланс достоинств и недостатков. Но, простите, теряюсь. Я позволю себе закончить так: есть машины, которые сразу после посадки подстраиваются под тебя, привыкая к тебе, а есть такие, под которых водитель вынужден подстраиваться сам и привыкать к ним. Обновленный "Патриот" могу отнести к последним. Это не плохо и не хорошо. Это, как говорится, каждому на вкус, по запросам и по кошельку. Ведь как говорил классик: "Человек – существо, ко всему привыкающее..." Видимо, на автозаводе в Ульяновске пока еще об этом хорошо помнят. Это значит, что "Патриот" пока имеет свою целевую аудиторию, которая продолжает прощать ему все недостатки и ценить его таким, каким он есть.
Ведь если УАЗ "Патриот" еще покупают, значит он кому-нибудь нужен...
Игорь Швыткин