Уазик, или "козел", – это, конечно, наша автомобильная внедорожная история. На сегодняшний день это единственный крупный и настоящий серьезный автомобиль в стране, обладающий уникальными внедорожными свойствами. Среди слагаемых успеха еще первых автомобилей, например 469-го, можно выделить простоту в обслуживании. Наверное, тогда еще и надежность. Конечно, нельзя говорить, что УАЗ никогда не ломался, однако починить его всегда было достаточно просто и быстро.
Легендарный 469-й – это легкий кузов, редукторные, так называемые военные мосты, которые дарили этой машине беспрецедентный клиренс, а значит, и вооружали машину впечатляющей проходимостью. Во времена, когда страна отстраивалась и дорог не было, эти машины работали в любых погодных, а также тяжелых дорожных условиях.
Сегодня на смену этим машинам приходят другие автомобили-потомки. Какие они? Чего от них ждать? Как их делают и отстаем ли мы в классе офф-роуда от зарубежного автопрома? Об этом и не только читайте в эксклюзивном интервью с замгендиректора по развитию, директором научно-технического центра ООО "УАЗ" Евгением Галкиным.Евгений Галкин. Фото: m24.ru/Игорь Швыткин
– Евгений Анатольевич, вообще "Патриот" в уазовской линейке на сегодняшний день позиционируется как кроссовер или все же внедорожник повышенной комфортности?– Так не просто повышенной, а высокой! Он имеет климат-контроль, подогрев руля, видеокамеру, системы мультимедиа и навигации. Оснащен парктрониками по кругу. Ведь, согласитесь, далеко не каждый современный автомобиль на нашем рынке и уж тем более в таком ценовом диапазоне может похвастаться наличием подобного набора опций. Например, топовый обновленный "Патриот" стоит около миллиона тридцати тысяч рублей. В нем будет не только кожаный салон, но и все те приятные опции, которые я перечислил выше...
– Миллион тридцать тысяч... Это, вы считаете, недорого для отечественного авто? О чем говорят цифры продаж?– Как раз цифры и говорят сами за себя. Более половины автомобилей мы продаем именно в топовой комплектации. Я считаю, что люди отдают себе отчет в том, что за эти деньги они покупают прилично оснащенный автомобиль и это счастье...
– Ну вот некоторые владельцы "патриков", уверен, поспорили бы с вами насчет счастья, которое за эти деньги, во-первых, перестало настолько же уверенно ехать по грязи, как его предшественники. Во-вторых, всерьез увеличилась парусность машины...– Ну этому есть несколько объяснений. Вообще, вопрос проходимости – это изначально несколько философский вопрос. Машина, конечно, стала тяжелее и выше конструктивно. Отсюда и вытекающие нюансы. Но если сравнивать модернизированный "Патриот" 2016 года с тем же "Хантером", то первый уже имеет блокировку заднего дифференциала, а также ESP с возможностью имитации межосевых блокировок. Это означает, что в некоторых дисциплинах "Патриот" "Охотника", если понадобится, просто переплюнет.
– Кстати, "Хантер" – это прямой и достойный преемник 469-го?– Скорее, это все же дальние родственники. То есть, конечно, у них есть общие запчасти и детали, но их очень мало. Это разные машины.
– А как дела обстоят с легендарностью "Патриота" в принципе? И что у них общего с "Охотником"?– "Хантер" – это автомобиль с достаточной простой проходимостью без претензий на комфорт. Это труженик, такая спартанская машина для бездорожья. Что касается "Патриота", то его мы позиционируем ну если не как офф-роудер, то как универсальный автомобиль. Да, он уступает "Хантеру" в проходимости, но тем не менее он сохраняет внедорожные качества на достаточно высоком уровне. Сейчас, прежде всего, мы работаем над комфортом и безопасностью. При этом машина остается относительно недорогой и нацеленной на семейный бюджет, универсального потребления. То есть человек на этой машине должен и в пир, и в мир, и в добрые люди выехать. Ему в ней должно быть тепло уютно, комфортно и безопасно. Но в то же время если владельцу понадобится доехать, скажем, до дачи или выехать из занесенного снегом двора, то он при этом не должен столкнуться с какими-либо трудностями.
– Что скажете про скоропостижную коррозию кузова. На этот недостаток также жаловались многие владельцы "патриков". Удалось ли решить эту проблему?– Я считаю, что подобные вопросы появляются от недостатка у людей информации. С начала 2014 года мы запустили на заводе катафорез – промышленный производственный процесс защиты металла под воздействием электрического поля в электролитической ванне. Конечно, владельцы наших трехлеток еще могут жаловаться на ржавчину. И действительно эти машины обрабатывались по устаревшему техническому процессу. Более того, сегодня мы пошли дальше: стали использовать еще и вторичный грунт, применять пластизольную мастику, а также лак повышенной твердости. Современную технологию мы применяем и при покраске рамы автомобиля.
– Что касается комплектующих деталей. Они откуда – все с завода или в большинстве своем все же речь идет о поставках?– И отечественные, и зарубежные. Наши, к сожалению, пока не способны производить добротную электронику, а также сложные высокотехнологичные системы. Есть примеры некоего такого симбиоза. Вот агрегаты систем ESP и ABS делаются фирмой Bosch, но все это производится в Самаре.
– Хорошо, но наши детали, не знаю, проверенные временем, используются в современном "Патриоте"? Хоть какое-то "пятиконечное" качество из прошлого осталось, чем мы можем гордиться и сегодня?– На самом деле похвастаться мы не можем ничем... Из своих деталей мы до сих пор применяем отечественный пластик, шумоизоляцию, стекло, металл, стеклоподъемники, сиденья. Все то, что просто...
– Много нелестного говорилось владельцами о парусности "Патриота". Его достаточно высокий кузов чем-то обусловлен?– Да. Мы, разумеется, стремились поднять выше от земли все узлы и агрегаты. Плюс, конечно, рама, на которую садится весь кузов, тоже дает существенный прирост. Ну и высокая крыша сконструирована в угоду комфорту водителя. Чтобы, подпрыгивая на ухабах, человек не бился головой о потолок. Представьте, там три-четыре сантиметра, там шесть – вот и набегает высота кузова. Добавьте еще и рейлинги, которые даже визуально делают автомобиль еще выше.
– Ну если речь зашла про посадку, давайте поговорим о сиденьях. Есть новшества?– В современном "Патриоте" появился кожаный салон. А так, еще в 2013 году задние сиденья получили подогрев. Водительское сиденье обладает приличной высотной регулировкой с хорошим диапазоном, в том числе и продольным и поясничным подпорами. Наклон спинки – европейский, бесступенчатый, то есть водитель может выставить ее в нужный ему градус наклона. Подголовники также немного изменились и приближены к голове. В 2014 году в заднем ряду мы добавили целых восемь сантиметров; правда, задние спинки перестали регулироваться. Также задние сиденья получили подлокотник с подстаканниками, оснащены утапливаемыми подголовниками и системой крепления "Изофикс".
– Появление третьего ряда не планируется?– Нет. Я считаю, нельзя удовлетворить потребности всех людей в одном автомобиле. Как показала практика использования европейских автомобилей в нашей стране, третьим рядом если и пользуются, то крайне редко. К тому же конструктивно нужно половину машины переделать ради не очень понятной и малочисленной аудитории.
– Евгений Анатольевич, та самая оторванная генералом дверная ручка уже стала притчей во языцех. Что же тогда случилось? Почему она оторвалась? Ее удалось доработать?– Да, конечно. Пресс-форма была доработана в двух местах. А вообще изначально-то дверная ручка на приемных испытаниях удовлетворяла даже более высоким нормам, но, не знаю, то ли поставщик что-то сделал с материалом, то ли еще что-то... После инцидента мы сделали ряд замеров и отдали ее на изучение химического состава. Выяснилось, что там действительно были небольшие отклонения от нормы. И все же ручку мы усилили просто механически. Если говорить просто, кое-какие зацепы в двери были укреплены.
– Топливный бак стал одиночным и единым. Почему? Мужики жалуются, что при подъезде на заправку теперь надо вспоминать, с какой стороны у тебя лючок заливной горловины...– Значит, скажу коротко, несмотря на критику некоторых. Цель была одна, и она достигнута: теперь это пластиковая емкость, которая не ржавеет.
– Задняя дверь... Что с ее провисанием? Все так же?– К сожалению, это вообще конструкция старая. Мы, конечно, усилили сам проем. Но радикальным способом действительно пока решить проблему не получается. К тому же если машина постоянно скачет по кочкам, то рано или поздно дверь у нее провиснет...
– Подводя итоги нашей беседы, будет нелишне тезисно рассказать нашим читателям о том, в чем же заключаются основные новшества модернизированного УАЗа "Патриот"?– Основное – это система пассивной безопасности. Две фронтальные подушки для водителя и пассажира плюс ремни переднего ряда с преднатяжителями и ограничителями усилий. Это хорошие современные ремни. Кстати, для того чтобы все это интегрировать, нам пришлось доработать панель приборов, рулевую колонку и колесо, подрулевые переключатели. Далее, это активная безопасность. У нас ESP и ABC нового поколения. Кстати, ESP – это не просто система курсовой устойчивости, но и помощь при старте в гору, предотвращение опрокидывания, торможение при повороте и так далее. Ну и, разумеется, офф-роудный режим (от англ. off-road – "бездорожье"), предусмотрено отключение системы вообще. Также у нас полностью новая климатическая система. Новая воздушная система предотвращает запотевание, а также быстро и эффективно размораживает салон. Температуру можно сделать более низкой, нежели в предыдущих версиях машины. Ну и полноценный климат-контроль. Разумеется, нашим достижением является обогреваемый руль по всему диаметру. Мы были одними из первых, кто на отечественном авто установил столь приятную опцию. Внешне машина получила больше хромированных деталей, а также новую радиаторную решетку и несколько измененный и слегка увеличенный логотип, соответствующий корпоративному стилю.
– Что ж, в следующем материале
я расскажу о своих личных впечатлениях от езды на обновленном "Патриоте", взятом у компании для проведения тест-драйва. Посмотрим, каким в наши дни стал это зверь, переживший вместе с нами отнюдь не лучшие времена. Возможно, у этой машины начинается новая история...
Игорь Швыткин