Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
По взлетно-посадочной полосе симферопольского аэропорта самолет катит долго. Неудивительно, этот аэропорт еще в советские времена был построен в расчете даже на гигантские Ту-144. Вот только само здание до поры до времени упорно не позволяло воспринимать себя всерьез – чемоданы на пункты выдачи багажа привозили на тележке и сваливали кучей без всяких ненужных сложностей.Минуешь привычную толчею из таксистов и граждан, предлагающих жилье на море, и вот уже Симферополь врывается через окна микроавтобуса привычными звуками и видами приморской провинции. До Коктебеля и 13-го джазового фестиваля – 120 километров, ранее напрямую зависимых лишь от бодрости водителя. Сейчас крымское дорожное строительство вносит в происходящее небольшие корректировки, но все равно больше двух часов путь не займет. И вот уже путешествие дорожное плавно превращается в путешествие в поисках вроде бы забронированных номеров. Крым все тот же – неторопливый и плавный. Гостиница есть, а ресепшен на ней нет, вместо него – номер телефона на заборе. Набираешь, и минут через десять неторопливо выходит улыбчивая длинноногая крымчанка, претензии как-то исчезают, и завязывается светская беседа. Зачем ругаться, когда за это время уже успеваешь познакомиться с администратором отеля Леной – выпускницей харьковского вуза, дипломированным переводчиком и знатоком клубной жизни Киева и Львова. Постоять на перекрестке с дядей Сережей – "королем частного сектора", чьи жильцы, приезжавшие к нему на постой много лет, чудом уломали хозяина не строить на участке бассейн, дабы не нарушать гармонию старого крымского двора. А по соседству повар Камиль щедро делится рецептом шурпы и лагмана, и вот уже крымский вечер сменился ночью, и набережная Коктебеля превращается в импровизированное препати фестиваля.
Не вся, конечно, а самое ее начало, то, что ближе к холму Юнге. Здесь старые хиппи и блюзмены помоложе дарят народу классику от The Eagles до "Браво". Здесь играют рок, джаз, регги, блюз, фолк, фламенко и боссанову. Здесь работает свободный микрофон, и выйти что-то спеть может любой, ну или почти любой. Зависит от смелости, уровня оценки своего состояния и исполнительского мастерства, и главное, чтобы все эти составляющие находились в гармонии. Как правило, так и бывает. Здесь расположилась своя маленькая страна, четко отделенная от большого мира, где звучат песни Стаса Михайлова, Елены Ваенги и бухает средними частотами навязчивое курортное техно. Граница – небольшой горбатый мостик. Никаких разделительных линий – каждый ищет и находит ровно ту часть набережной, где ему комфортнее и никто друг другу не мешает.
Сразу за холмом расположилась сцена фестиваля Koktebel Jazz Party – главного джазового события, в этом году проводящегося уже в 13-й раз. Огромное сооружение из 150 тонн металлоконструкций, 30 тонн звукового оборудования, 15 тонн светотехники компания "Красный квадрат" воздвигала почти неделю. И это не считая километров проводов и ТВ-оснащения для съемки и трансляции Koktebel Jazz Party. За охрану отвечают здоровенные, вежливые парни из элитного московского "Карата". Организаторы - МИА "Россия сегодня", ВГТРК, при поддержке Министерства культуры. Словом - масштабы впечатляют.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
Утро пятницы – начало саундчеков, каждому коллективу и исполнителю отведено четкое время, и опоздание недопустимо, что в общей расслабленной фестивальной атмосфере поначалу воспринимается как нонсенс. Приблизительно такой же, как фестивальная еда в кафе "Кара Даг", вызвавшая у кого-то ассоциации с кормежкой в советских пионерлагерях пятого эшелона, у кого-то – с гостиничным кормом советских гастрольных времен. Впрочем, кто обращает внимание на мелочи, если рядом еще с десяток кафе – недорогих и уютных, а легкий яблочный сидр приподнимает настроение и настраивает вкусовые рецепторы на единственной возможный здесь вкус – вкус Крыма.
Несмотря на то что организаторы с самого начала просили "не смешивать жанры" и "не политизировать фестиваль", оставаться в рамках одной лишь творческой составляющей крайне сложно. Заявления по поводу запрета въезда на территорию Украины музыкантов, приглашенных на Koktebel Jazz Party, организаторы восприняли, конечно, с удивлением, но без паники. Позже немецкая группа De Phazz и американские джазмены, которых здесь искренне ждали, тоже пропустили действо по разным понятным причинам.
Несколько лет назад нынешний президент Украины Петр Порошенко утверждал, что "музыканты говорят на языке джаза, а не на английском, не на русском, не на украинском и не на французском". Тогда предполагалось, что прогрессивное искусство джаза будет сближать, сейчас все немного иначе, и вот уже участие музыкантов в абсолютно мирном форуме для кого-то становится почти криминалом.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
Не забыли и про отца-основателя Koktebel Jazz Festival Дмитрия Киселева, благодаря которому 13 лет назад "джаз вступил на Коктебельскую землю". Небольшие джазовые концерты, сборы от которых шли в помощь разрушающемуся Дому Волошина, постепенно переросли в международный фестиваль. В прошлом году фестиваль разделился. Koktebel Jazz Festival переехал под Одессу, а в Коктебеле пришел обновленный Koktebel Jazz Party. Бывшие партнеры, Лилия Млиранич и Дмитрий Киселев, остались в дружеских отношениях, чего не скажешь об украинской публике, почему-то посчитавшей, что фестиваль у нее украли. Возражения, что теперь фестивалей целых два, вызвали еще больший гнев, и страница Киселева в сети "В контакте" превратилась в очередной плацдарм для интернет-грызни, именуемой вальяжным термином "холивар". "Мы желаем успеха коллегам и нашим друзьям в популяризации джазовых сезонов в Коктебеле. Мы хотим, чтобы таких коктебельских фестивалей по всему миру было много. Надеюсь, пройдет такой "Джаз-Коктебель" в Вашингтоне, в Нью-Йорке – для того чтобы популяризировать Крым", – прокомментировал это Киселев.
Конечно, Koktebel Jazz Party, как ни пытался, никак не обошелся без политического окраса. Другое дело, что даже встречи с крымскими руководителями проходили неформально. Глава Республики Крым Сергей Аксенов честно признался, что в джазе ничего не понимает, но обещал подтянуться. Председатель Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе, напротив, признался в любви к The Beatles и сообщил, что сам порой может поимпровизировать на барабанах. Самым продвинутым меломаном оказался мэр Феодосии Дмитрий Щепетков – любитель современного русского и западного рока, инициатор приезда в Крым многих достойных артистов.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
Фестивальный лайнап этого года, благодаря высосанным из пальца запретам, оказался парящим, но интересным. Стать таким ему помогли многие - начиная от арт-директоров в лице Михаила Иконникова и Сергея Головни, до пианиста-виртуоза Якова Окуня. Первый очень четко разрабатывал формат, второй и третий сходу импровизировали в выстраивании сетов, исходя из замен музыкантов "соскочивших" на вновь возникших. Похоже, что вся эта санкционная чехарда для Иконникова, Головни и Окуня, стала неожиданной, но интересной для решения задачей, результатом решения которой, должен был стать успех настоящего джазового праздника. И в этом они оказались не одиноки.
Фото: Евгений Биятов
"Для нас санкции не составляют никакой проблемы. Мы свободные люди, можем ездить куда угодно. Если после этого нам что-то за это будет, мы все равно остаемся свободными людьми", – заявил фронтмен коллектива Гонсало Рубалькаба.
Первый день фестиваля по традиции открылся на малой сцене во дворе Дома-музея Максимилиана Волошина. Все три дня пространство было отдано под лекции об истории джаза, а для волошинской сцены даже была специально подготовлена камерная музыкальная программа. Сцена начала работу с выступления знаменитого гитариста Алексея Кузнецова – легенды отечественного джаза. Уже много лет Кузнецов ведет мастер-классы для джазовых музыкантов, и свое выступление он тоже построил как небольшой экскурс в историю джазовой гитары, демонстрируя самые широкие возможности использования инструмента – от гитарного дуэта до игры в рамках ансамбля (особенно стоит отметить яркую импровизацию, сыгранную мэтром вместе с пианистом Олегом Стариковым).
Фото: Евгений Биятов
На главной сцене, традиционно расположенной на пляже Коктебеля, работали звезды и большие составы. Одна из непременных фишек Koktebel Jazz Party – биг-бенд, который своеобразным флагманом всего действа проходит через программу всех дней фестиваля. В этом году таким биг-бендом стал московский Red Square Band, выступавший в первый день с композитором и саксофонистом Денисом Швытовым, а во второй и третий – с участниками шоу "Голос" (наиболее ярким оказался блестящий сет Андрея Давидяна, подготовившего короткую, но емкую хитовую программу, где нашлось место и Georgia, и What A Wonderful World).
При этом фестиваль активно расширил свои стилистические границы. Здесь можно было увидеть не только артистов, играющих чистый джаз, но и музыкантов, работающих в других музыкальных областях. Настоящим украшением первого дня фестиваля стало выступление английского певца и гитариста Уилла Джонса. О себе и своем жанре он говорит так: "Блюз – это музыка с чувством, и само понятие блюза сейчас значительно меняется. Люди стремятся к глубокому чувству. Она настоящая, а не массовая "пластиковая". Именно эту настоящую музыку я и буду всегда исполнять".
Племянник Джорджа Харрисона и Эрика Клэптона (последний, собственно, учил юного Уилла играть на гитаре) достойно несет знамя классической британской блюзовой школы и обрушивает на публику целый водопад классических рок-н-ролльных и блюзовых хитов в собственной обработке. Конечно, нашлось место и для семейного приношения в виде битловской While My Guitar Gently Wheeps, исполненной Джонсом с особой нежностью. Непосредственно перед выходом Джонс примерил широкополую фиолетовую шляпу и горделиво прошелся перед девушками-администраторами. "Шляпа – это важно! – подняв вверх палец, вещает Джонс. – Очень важно, как ты выглядишь, а песни и так все знают".
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
Песни, кроме авторских, действительно известны. Джонс сыграл стопроцентные хиты, при этом аккомпанирующая группа (с Уиллом, что немаловажно, работали российские музыканты) тоже отлично смотрелась во время сольных выходов, а клавишник по артистизму порой не уступал фронтмену. Публика трижды вызывала Уилла на бис – и закончил он свой сет не чем-нибудь, а Brown Sugar группы The Rolling Stones, чем поднял с мест даже самых скептически настроенных зрителей! Зал плясал так, что в кулуарах руководство фестиваля всерьез задумалось о смещении формата в ритм-н-блюзовую сторону.
К подобным "пограничным" выступлениям можно отнести и выход в третий день фестиваля коллектива Afromania, в котором играют выходцы из Кот-д’Ивуара. Это – яркое африканское шоу с барабанами, песнями и танцами, которое особенно живо смотрелось теплым морским вечером. Добрая половина африканского коллектива отлично говорит по-русски: ребята учатся в Институте дружбы народов, с радостью шутили и делали селфи, а один из солистов даже заявил, что умудрился сгореть на крымском солнце.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
Фестиваль славится и своими международными коллаборациями – и в этот раз планка интернационального сотрудничества оказалась поднята чрезвычайно высоко: в международный квинтет Якова Окуня вошли признанные звезды мирового джаза – тут и молодая звезда из Израиля трубач Авишай Коэн, и легендарный итальянский саксофонист Майк ДиРуббо, и прославленный барабанщик Джозеф Фарнсворт, игравший практически со всеми современными джазовыми звездами – от Артура Тейлора до Джорджа Коулмена. Авишай Коэн – чрезвычайно интеллигентный юноша – мгновенно стал за кулисами всеобщим любимцем: обаятельно улыбался, с радостью со всеми фотографировался, а на вопрос ведущего: "Ну что, не волнуешься?", пожимая плечами ответил: "Я приехал просто играть свою музыку – чего тут волноваться?" И действительно, сет квинтета лишен какой-либо нервозности или волнения: он мягкий, очень личностный, но вместе с тем живой и пульсирующий. Отличное завершение первого дня фестиваля!
Koktebel Jazz Party это не только музыка, но и лекции и в каждый день в Доме Волошина культуролог Павел Сурков не мог пожаловаться на отсутствие аншлага. "Текстовой" составляющей внимали с не меньшим энтузиазмом. Вопросов порой было столько, что для того чтобы попасть на главную площадку фестиваля (Сурков был на ней ведущим), ему приходилось рассчитывать только на прыткость местных водителей, знающих кратчайшие пути подъезда.
Второй день был ознаменован выступлением двух ключевых зарубежных звезд. Великолепный итальянец Стефано ди Баттиста привез в Коктебель свою программу Women’s Land. Пьесы посвящены великим женщинам, оставившим свой след в мировой истории и культуре, в диапазоне от Лары Крофт и Молли Блум из "Улисса" Джойса до Валентины Терешковой, которой посвящена невероятно красивая финальная композиция Valentina. На финальной Coco Chanel Стефано просто спрыгнул со сцены в зал и отправился "в публику", играя яркую и быструю танцевальную тему.
Фото: Евгений Биятов
Накануне своего выступления за кулисами Стефано признался: "Мы с моими музыкантами никогда не договариваемся о том, в каком темпе будем играть эту вещь, – она хороша тем, что ее можно сыграть как медленно, так и чрезвычайно быстро. Я ловлю настроение зала и просто под него подстраиваюсь – надо почувствовать, чего именно хочет публика: танцевать или просто расслабиться и отдохнуть". Стефано все почувствовал просто идеально – после первых же тактов Coco Chanel весь коктебельский пляж уже стоял на ушах!
Лауреат "Грэмми" и один их самых титулованных джазовых пианистов мира кубинец Гонсало Рубалькаба представил на фестивале группу Volcan, в которой играют замечательные кубинские и пуэрториканские музыканты.
"Наша музыка – это как живая такая фантазия…. Она очень особенная. Учитывая наше происхождение – Куба, Пуэрто-Рико. Там очень любят рис и бобы, так что можно сказать, что наша музыка – это фантазия на тему риса и бобов. Находясь в настоящем, мы пытаемся играть музыку будущего", – сказали музыканты.
Всеобщим любимцем стал перкуссионист Джованни Идальго, который во время своего сольного выхода (Рубалькаба как истинный бенд-лидер дает возможность раскрыться всем музыкантам группы) с невероятным мастерством отыграл сложнейшие и красивейшие ритмические фигуры.
Сет Гонсало оказался полон музыкальных обманок, отрадных для любого ценителя джаза, – он играл своеобразно, очень ярко и картинно, порой бросая одну музыкальную тему, даже не дав ей развиться, быстро переключаясь на другую, цитируя тот или иной джазовый стандарт, устраивая "перекличку" между инструментами группы. Прибавьте сюда истинно латиноамериканское обаяние – и сложится впечатление об одном из самых ярких артистов Koktebel Jazz Party – 2015.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
Заключительный день фестиваля тоже оказался богат на беспрецедентные музыкальные события. Один из арт-директоров фестиваля, Сергей Головня, представил свой проект Four Tenor Sax, объединяющий музыкантов разных поколений: Антона Залетаева, Константина Горшкова и Владимира Соколова. А затем Сергей Головня, Константин Горшков и Антон Залетаев выдали невероятный "Джаз со скоростью света". С помощью специально разработанной программы, исключающей временную задержку сигнала, музыканты в Коктебеле связались со студией в Израиле, где уже ждал квартет Роберта Анчиполовского. Квартет из Израиля и солисты-саксофонисты на сцене в Коктебеле грянули легендарную Lester Leaps In Лестера Янга. И это был джаз – тот самый, без границ и нелепых санкций, честный, профессиональный и яркий.
За сценой тем временем готовился к своему выходу международный проект знаменитого барабанщика Евгения Рябого и американской певицы Ады Дайер. Певица в некотором шоке спрашивает: "А где же оркестр?" и, услышав в ответ: "В Израиле!", кажется, не верит!
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
Сам Евгений Рябой тем временем рассказывал всем уморительные концертные байки – например, про один из фестивалей, где игравшие в начале джазмены так "съели" время, что на выступление хедлайнеров осталось всего-то 20 минут. "А дальше – все: там вокруг были жилые дома, и мы обязаны были закончить играть в десять, а то жители начнут жаловаться!" – улыбнулся Евгений. А толпа на коктебельском пляже все увеличивалась.
Завершило фестиваль выступление джаз-оркестра Игоря Бутмана. Сперва с музыкантами сыграл победитель проекта "Большой джаз" Дмитрий Мосьпан, а затем на сцену вышел сам маэстро. Бутман привез в Коктебель фрагменты одной из самых хитовых своих программ Butman Plays Goodman и пленил публику не только блестящими мелодиями, но и ярким остроумным конферансом.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля – МИА "Россия сегодня"
В конце своего выступления Игорь Бутман пригласил на сцену специального гостя – звезду вечера Ларису Долину. Для своей программы Лариса Александровна выбрала, конечно же, всеми узнаваемые джазовые хиты, но Fever в ее исполнении звучал особенно чувственно и страстно!
Все три дня по окончании фестиваля джазмены и не думали расходиться по номерам. Джазовые джемы в одном из кафе коктебельского побережья не давали закончить день ни публике, ни усталым, но, кажется, довольным официантам. "Вы от нас сильно устали?" – задают вопрос официантке Кате, которая шлепает в сторону пляжа, чтобы впервые за все это время окунуться в море, кутающие в кофры инструменты джазмены. "Совсем немного! Но вы ведь приедете еще?"
Конечно, почему бы и нет. А джаз в Коктебеле не кончается, он плавно перемещается на набережную. И вот уже далеко за мостиком, за которым раньше заканчивалась условная граница между мирами, трубач в накинутом на глаза капюшоне играет что-то из Майлза Дэвиса, а ему вторят парень и девушка на бонгах и гитаре.
Лето в Коктебеле закончилось, но джазу это не помеха.
Алексей Певчев/ Павел Сурков