Силуэты Алексея Козлова и писателя Александра Кабакова. Фото: alexeykozlov.com
7 декабря в Клубе Алексея Козлова пройдет вечер джазового коллектива "Арсенал", на котором его бессменный лидер расскажет об истории создания ансамбля. По задумке автора вечер пройдет в формате музыкальной лекции. Вместе с мэтром отечественного джаза на сцену клуба выйдет новый состав "Арсенала" – клавишник Юрий Погиба, бас-гитарист Сергей Слободин и барабанщик Эдуард Петрухин.
Накануне события Алексей Козлов рассказал
М24.ru о советском времени, подпольных концертах, стилягах и современных слушателях.
- Алексей Семенович, расскажите, пожалуйста, про автобиографические концерты "Арсенала". Почему автобиографические? Что ждет зрителей?- Поскольку в репертуар "Арсенала" входят композиции разных лет, начиная с 70-х и 80-х годов, то некоторые из программ, исполняемых в Клубе, напрямую связаны с историей ансамбля. А она была непростой, романтичной, а подчас и трагичной. Это были и годы запрета, и выход из хиппового подполья, и всесоюзная популярность, и даже поездки за рубеж. Поэтому с некоторыми композициями связаны истории, которые я иногда рассказываю во время концертов в Клубе. Они действительно автобиографичны, поскольку вся моя жизнь последних сорока лет тесно связана с судьбой "Арсенала".
- Современный джаз – какой он? И каким был в советское время? Что поменялось в отношении слушателей?- Здесь сразу три вопроса. Чтобы качественно ответить на первый, надо будет написать нечто вроде небольшой книги. А если коротко – то современный джаз так же разнообразен, как и всегда. Он стал, правда, одним из видов серьезного, классического искусства. Его уже давно не воспринимают как развлекательную, танцевальную музыку. Исключение составляет, пожалуй, Smooth Jazz, который служит фоновой музыкой.
В советское послевоенное время джаз считался идеологически чуждым и поэтому подавлялся. Это вызывало повышенный интерес у тех, кто не очень-то доверял официальной пропаганде. Поэтому число любителей джаза в СССР было достаточным, чтобы заполнять залы на полуофициальных фестивалях и концертах, проводимых комсомольскими организациями. В 80-е лучшие из наших джазовых коллективов были приняты на работу в Росконцерт, Москонцерт и некоторые областные филармонии. Произошло это в результате появления более страшного для властей явления – рок-культуры.
- А современная молодежь сильно отличается в отношении к джазовой культуре?- Современный слушатель – это как чистый лист бумаги. Он не знает ничего о джазе, об истории его стилей, о его сущности. Это видно по реакции на исполняемую нами музыку. Молодежь не может отличить тему от импровизации, стесняется аплодировать во время исполнения, выражая свои эмоции лишь тогда, когда пьеса заканчивается. Мне приходится рассказывать иногда о таких гигантах, как Колтрейн, Паркер или Монк, чтобы хоть как-то приобщить молодую аудиторию к джазовой культуре.
- Алексей Семенович, вы родились и всю жизнь прожили в Москве. Какие Ваши любимые места столицы? И нет ли тоски по тем местам "старой Москвы", которые навсегда исчезли с карты города?- Я коренной москвич и, естественно, у меня есть масса мест, с которыми связаны трепетные воспоминания. Например, улица Горького (ныне Тверская), часть которой в начале 50-х мы называли не иначе как "Бродвеем". Там ежевечерне собирались рисковые прозападно настроенные молодые люди, которых в народе презрительно называли "стилягами". А мы – "чуваки", в ответ считали всех остальных "жлобами". Там нередко бывали и облавы. Попавшихся забирали в "полтинник" (отделение милиции № 50), выясняли личности и сообщали по месту учебы или работы. Наиболее рьяных могли сразу отправить в "места не столь отдаленные". Поэтому лучше было не ерепениться и молчать, пока не отпустят. Сейчас эта часть Москвы ничем не напоминает мне о тех страшных сталинских временах. И слава Богу.
Беседовала Виктория Сальникова,
@v_salnikova