Фото: m24.ru/Михаил Сипко
30 апреля отмечается Международный день джаза. Как эта музыка появилась в столице, когда стала популярной и что с ней происходит сейчас в материале m24.ru.История московского джаза начинается одновременно с историей отечественного джаза как такового: в далеком 1922 году в столице был организован первый советский джаз-ансамбль, который называли, естественно, "джаз-банд". На новую музыку клюнула прогрессивная молодежь – джаз оказался фактически ровесником формирующегося государства: вместе с романтикой нового общества появилась и романтика неизвестных до этого видов искусства.
Новая музыка казалась идеальным способом международного диалога: и в самом деле, кто же играет джаз в Америке? Конечно, темнокожие музыканты, угнетаемые жесткими и жадными капиталистами! Поэтому с политической точки зрения джаз полностью подходил идеологии нового государства. Власть никоим образом не препятствует популяризации заморского стиля: поэт Валентин Парнах публикует статьи о джазе, а композитор Леонид Варпаховский руководит московским джазовым ансамблем. Ну а когда в 1926 году в Москву с гастролями приезжают самые настоящие американские джазмены под руководством Сэма Вудинга – начинается настоящая джазовая мания.
[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/RkfJ2ku7rdc" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
Youtube/пользователь: uvisnivinyl
И уже через год джаз выходит на профессиональную сцену: в Москве создается знаменитый оркестр "АМА-джаз" под руководством Александра Цфасмана, который позднее возглавит оркестр Всесоюзного радиокомитета: уже это говорит нам о невероятной популярности и ценности джаза в те времена. Цфасман становится одним из самых популярных советских композиторов, а московский джаз активно конкурирует с ленинградским "ТЕА-джазом", которым руководит, конечно же, великий Леонид Осипович Утесов.
[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/BmhwAMKR-uo" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
Youtube/пользователь: panikvskaja
Но не следует думать, что противостояние московской и ленинградской школ достаточно велико – конечно, существует и дух противоречия, и ощущение некоторой конкуренции, но вариант Северной столицы оказывается куда более фривольным, приближенным к эстраде, в то время как столичный – во многом благодаря, конечно же, Цфасману, медленно, но верно движется в сторону музыки академической.
Надо сказать, что любовь к жанру отражалась и на самом высоком уровне: Сталин посмотрел комедию "Веселые ребята" (где джазу отводилось немало места), и этот фильм на долгие годы стал одним из его любимых. Правда, отследить вкусы вождя одна из центральных газет не смогла: "Известия", которыми руководил в тот момент Бухарин, подвергли "Веселых ребят" и джаз в целом довольно серьезной критике. Но вкусы Сталина были куда ценней мнения редакции, и вскоре в "Правде" появляется полемическая заметка, отвечающая на претензии, высказанные в "Известиях". Народу сразу стало понятно, на чьей стороне сила – и джазу на долгое время был дан зеленый свет.
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Война прерывает активную музыкальную деятельность, но джазовые композиторы и музыканты ездят на фронт в составе агитбригад, пишут песни и выступают перед бойцами, поднимая боевой дух. Зато после войны в Москве джаз снова начинает развиваться чрезвычайно бурно: Цфасман организовывает при театре "Эрмитаж" оркестр "Смифоджаз", который пользуется огромной популярностью и среди любителей музыки, и среди профессиональных музыкантов.
Начинают активно играть и малые составы – джазовые комбо: лучший из них выступает в ресторане "Метрополь", а на скрипке в нем играет не кто иной, как молодой Ян Френкель. Парарллельно с ним в кинотеатре "Художественный" выступает коллектив под руководством Лаци Олаха – блестящего барабанщика, одного из лучших музыкантов своего времени.
Фото: garanian.ru
В конце 50-х в Москве появляется знаменитая "золотая восьмерка" – молодые музыканты, нацеленные на развитие собственной карьеры – костяк этой группы составляют саксофонист Георгий Гаранян и пианист Юрий Рычков. "Восьмерка" станет основой молодежного оркестра Центрального дома работников искусств под руководством Бориса Фиготина (позднее оркестром будет руководить легендарный Юрий Саульский). И любовь к джазу находит свое отражение на уровне официального признания: в 1960 году в Москве открывают первый джазовый клуб.
В это же время начинает выступать Алексей Козлов, который впоследствии будет развивать авангардное направление в джазе – именно Козлов мастерски соединит джазовую музыку с роком (чего стоит первое отечественное живое исполнение рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда"), но в 60-е Козлов верен классическому джазу. Неудивительно, что именно коллектив под его руководством впервые в истории отправляется на зарубежный джазовый фестиваль в Варшаву. Музыкантам сопутствует успех – и вслед за ними многие другие отечественные джазовые коллективы начинают активно выступать на международных мероприятиях.
Алексей Козлов. Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Джаз приобретает второе дыхание в Москве в начале 80-х – под юбилей СССР (и одновременно – юбилей советского джаза) в столице проходит первый Всесоюзный фестиваль, где наиболее ярко представлены все национальные школы советского джаза (прибалтийская, армянкая, грузинская и так далее). Не отдыхают и музыканты "золотой восьмерки", например, Георгий Гаранян возглавляет оркестр "Мелодия", который успешно аккомпанирует на записях пластинок всем ключевым советским исполнителям, а, кроме того, джазовые музыканты участвуют в записи музыки к кино. Помните знаменитое гитарное соло из "Семнадцати мгновений весны"? Его исполняет не кто иной, как легендарный джазовый гитарист, один из лучших музыкантов Москвы – Алексей Кузнецов.
[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Iifj5cGGNLg" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
Youtube/пользователь: JazzKuznetsov
И по сей день в столице активно разворачивается джазовая деятельность: переплетаются самые разные школы – от традиционных больших оркестров, регулярно выступающих на больших площадках (редкий эстрадный концерт обходится, скажем, без оркестра Игоря Бутмана), или камерных выступлений, скажем, в клубе нестареющего Алексея Козлова. Ну а молодые джазмены наравне с патриархами с удовольствием выступают на джем-вечерах в клубе "Эссе".
Игорь Бутман. Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Меломаны помнят, как совсем недавно на сцену этого клуба выходил старейший джазовый барабанщик Борис Багдасаров, игравший вместе с молодыми музыкантами – Яковом Окунем, контрабасистом Владимиром Кольцовым-Крутовым и другими. К сожалению, недавно Борис Багдасаров ушел из жизни, но джем-сейшены проходят в нашем городе каждую неделю.
Так что джазовое сердце Москвы не останавливается ни на секунду, и эта музыка, многогранная и невероятно эмоциональная, продолжает расцветать и развиваться, а это значит – история не заканчивается. Наоборот, все только начинается!
Павел Сурков