Форма поиска по сайту

Жуткие кадры: почему нам до сих пор страшно смотреть "Сияние" Стенли Кубрика

Фильму "Сияние" Стенли Кубрика исполняется 37 лет: его премьера состоялась 23 мая 1980 года. Литературной основой картины стал одноименный роман "короля ужасов" Стивена Кинга, хотя в процессе съемок сценарий столько раз переделывался, что окончательный вариант фильма очень далеко ушел от оригинального текста. Тем не менее, именно "Сияние" стало киноклассикой, а приемы, использованные режиссером для создания ужаса, стали азбукой триллеров.

Кадр из фильма "Сияние"

Сюжет у фильма получился более чем классический: семья приезжает в горный отель на зиму, так как отец семейства Джек Торренс (одна из лучших ролей Джека Николсона) решил подработать здесь сезонным сторожем с ноября по март. Вместе с женой Венди (Шелли Дюваль) и сыном Дэнни (Дэнни Ллойд) они оказываются запертыми в отеле до весны снежными бурями. Но вскоре становится очевидно, что Overlook – настоящая обитель зла, порабощающая разум и требующая кровавой жертвы от своих постояльцев.

Реки крови

Одна из самых жутких сцен фильма, где кровь хлещет из-за дверей лифтов, заливая холл гостиницы, была использована в картине несколько раз. Это первое видение юного героя Дэнни Торренса, связанное с отелем. Пока съемочная группа в течение целого года мучительно работала над тем, чтобы снять это сцену одним кадром, в США вышел запрет на демонстрацию в кинотрейлерах кровавых сцен. По замыслу Кубрика, этот эффектный эпизод, разумеется, должен был стать основой рекламного ролика, и режиссеру потребовалось приложить немало усилий, чтобы убедить прокатчиков в том, что на экране ржавая вода, а не кровь.

Кадр из фильма "Сияние"

Близнецы-призраки

Девочки-близнецы стали вторым видением Дэнни. Несмотря на то, что они кажутся вполне безобидными, сцена получилась довольно жуткой. Как, собственно, и фотография Дианы Арбус, вдохновившая создателей фильма на использование такого кадра. Пугает в них не столько действие, сколько само молчаливое появление в самых неожиданных местах среди разъезжающихся постояльцев или в пустынных коридорах отеля.

Трупы

Вообще весь отель Overlook кишит призраками прошлого. Сначала они видны только Дэнни (потому что именно он обладает ценным даром ощущать "сияние"), но по ходу сюжета начинают активно взаимодействовать с другими героями. Кубрик воздействует на физическом уровне: крупным планом показывает разрубленные тела, перекошенные лица и трупные пятна, отчего зрителю становится не по себе.

Сложные ракурсы

Известно, что в процессе съемок Кубрик изводил съемочную группу и актеров, переснимая сцены по 50–70 раз, делая множество дублей, доводя всех вокруг до исступления. Но именно благодаря этому перфекционизму, ему удалось найти ракурсы, сделавшие узнаваемыми отдельные кадры картины.

Острые предметы

Нож, который Венди захватывает на кухне, становится главным средством самозащиты героев. Он появляется в различных кадрах несколько раз, но против топора, с которым по отелю носится обезумевший Джек Торренс, выглядит довольно безобидным оружием.

Кадр, где Джек выламывает топором дверь в ванную комнату, был единогласно признан зрителями и критиками самым страшным во всем фильме. Николсону пришлось раздробить в щепки почти 60 дверей, прежде чем результат удовлетворил Кубрика.