Отныне 21 ноября в календаре – это день Московских центральных диаметров. Ровно год назад пассажиры Москвы и Московской области смогли впервые воспользоваться новым наземным метро. За прошедший период МЦД-1 и МЦД-2 пользовались бешеным спросом у горожан, чем и подтвердили свою востребованность. Рассказываем об итогах работы первых двух московских диаметров за год, а также о том, какие изменения ждут новый вид столичного транспорта.
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Востребованность и экономия
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Перед запуском проекта вопросов о необходимости такого вида транспорта не возникало. Во-первых, у пригородных поездов уже был сформирован постоянный пассажиропоток – он мог только пополниться за счет новых остановок в черте города. К тому же сквозной проезд поездов через Москву, единая билетная система, новые комфортные поезда и обновленные станции должны были сделать этот вид транспорта еще более привлекательным как для новых, так и для постоянных пользователей.
И уже в первые месяцы работы диаметры доказали свою востребованность среди пассажиров из Москвы и Московской области. Всего за год по МЦД было совершено
130 миллионов поездок: по МЦД-1 проехали 61 миллион человек, а по МЦД-2 – 69 миллионов.
Кстати, пик популярности МЦД был зафиксирован 6 марта – диаметрами воспользовались
более 568 тысяч человек за день, что на 15% выше аналогичного показателя за период до запуска МЦД.
В связи с появлением альтернативных маршрутов и созданием единой системы оплаты проезда в первые же месяцы МЦД
разгрузили метро примерно на 12%, вылетные магистрали – на 5%. Благодаря этому стали популярнее и ранее маловостребованные станции подземки и МЦК. Например, на 50% вырос пассажиропоток станции Новохохловская МЦК, на 45% – на станции метро "Волоколамская", которые сейчас непосредственно пересекаются с диаметрами.
С запуском диаметров пассажиры стали строить свой маршрут не до ближайшей пересадочной станции метро или вокзала, а до более удобной именно им станции. Это помогло не только снизить нагрузку на популярные станции метрополитена, но и значительно сэкономить время москвичей на дорогу. Во многом это связано с возможностью бесплатно пересесть на метро и МЦК по карте "Тройка". За год пассажиры совершили более 16,5 миллиона бесплатных пересадок на метро.
Кроме того, новая тарифная система и интеграция с метро и МЦК за год позволила пассажирам диаметров сэкономить в общей сложности 1,5 миллиарда рублей. В целом с МЦД москвичи экономят на ежедневных поездках до 50%, а жители Московской области – до 75% трат на проезд.
Обновление поездов и открытые станций
Обновление подвижного состава на МЦД-1 и МЦД-2 стало приоритетной задачей на 2020 год. За год работы удалось
полностью обновить парк поездов на МЦД-2: пассажиров обслуживают новые электропоезда ЭП2Д, "Иволга" и "Ласточка", средний возраст подвижного состава – не более 3 лет. Обновление поездов на МЦД-1 планируется завершить до конца текущего года.
Не забыли и про обновление станций диаметров. Несмотря на пандемию, весь год велось активное строительство на МЦД, было открыто
5 новых станций.
Так, на МЦД-2 появились 4 новых пригородных вокзала – Волоколамская и Пенягино, Остафьево и Курьяново. На МЦД-1 для пассажиров заработал один из крупнейших ТПУ "Славянский бульвар", который объединил несколько видов транспорта: МЦД, метро, аэроэкспресс и наземный транспорт.
Благодаря появлению новых остановок улучшилась транспортная доступность 770 тысяч жителей 7 районов Москвы и Московской области. С момента открытия новыми станциями в совокупности воспользовались
более 6,3 миллиона пассажиров.
Кроме того, еще
5 действующих станций были реконструированы: Опалиха, Новодачная, Сетунь, Нахабино и Долгопрудная. До преобразований они выглядели как привычные пригородные платформы, и их фактически отстроили заново. По завершении работ станции превратились в современные вокзалы, которые соответствуют стандартам московского транспорта.
И новые, и реконструированные станции оборудованы многоуровневыми безопасными переходами через железнодорожные пути, лифтами, эскалаторами, кассовыми и турникетными залами, а платформы – навесами на всю длину, которые защищают от осадков и ветра. Как следствие, на обновленных станциях МЦД пассажиропоток вырос от 9 до 25%.
МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5
Фото: комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Параллельно с развитием МЦД-1 и МЦД-2 ведется работа над следующими диаметрами. Власти города планируют ввести в эксплуатацию еще три линии: МЦД-3 "Ленинградско-Казанский" – от Зеленограда до Раменского, МЦД-4 "Киевско-Горьковский" – от Апрелевки до Железнодорожного и МЦД-5 "Ярославско-Павелецкий" – от Пушкина до Домодедова.
Маршруты МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5 в настоящий момент находятся на этапе проектирования. Предполагается, что МЦД-3 запустят в 2022–2023 годах, МЦД-4 – до 2024 года, а МЦД-5 – до 2025 года. Таким образом, все 5 диаметров могут открыться для пассажиров к 2025 году.
На некоторых участках будущих линий работы уже активно ведутся.
на Киевском направлении МЖД уже открыли пригородный вокзал Санино, а также завершили реконструкцию остановочных пунктов Победа и Мичуринец. Также на маршруте будущего МЦД-4 возводят новые главные пути на участке Солнечная – Апрелевка и Москва – Апрелевка, а также ведут строительство двухпутной соединительной линии, на которой разместятся 3 новые станции: Поклонная гора, Тестовская, Кутузовская. Соединительная ветка позволит создать пересадку между Киевским направлением, метро и МЦК;
ведется масштабная реконструкция участка Каланчевская – Курская. Это необходимо сразу для двух диаметров – МЦД-2 "Курско-Рижский" и потенциального МЦД-4 "Киевско-Горьковский": количество путей на участке будет увеличено с двух до четырех, чтобы запустить дополнительные составы, развести потоки поездов разных диаметров;
на будущем МЦД-3 "Ленинградско-Казанский" железнодорожники строят развязку вблизи железнодорожной станции Николаевка, проводят переустройство Митьковской ветки, а также строительство тоннеля на Казанском направлении.
В общей сложности проект МЦД – это
5 линий, 375 километров путей и 182 станции, организация движения по которым улучшит транспортное обслуживание 6,9 миллиона москвичей и 5,5 миллиона жителей Московской области. Пассажиропоток диаметров составит более 650 миллионов человек в год, за счет чего нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру Москвы уменьшится на 10–12%.
Павелко Анастасия