За последние 15 лет информационные технологии ушли далеко вперед. В начале двухтысячных никто и мечтать не мог о том, что интернет появится в каждой квартире, будет высокоскоростным и беспроводным. Подключиться к сети можно будет везде: в метро, парке, ресторане, на улице. Сегодня люди вовсю пользуются онлайн-услугами и оснащают дома "умными" датчиками. Какими станут информационные технологии еще через 15 лет, к 2030 году, размышляет колумнист m24.ru, руководитель аналитического подразделения департамента информационных технологий Алексей Чукарин.
15 лет – много это или мало? Человек к 15 годам еще даже не успевает толком повзрослеть, только паспорт вчера получил. А что такое 15 лет для технологий? Огромный срок. Ведь за это время технологии часто успевают пройти жизненный цикл полностью – от появления идеи и ее первых воплощений, до активного применения и часто даже исчезновения.
Вспомним, например, что творилось в Москве в начале нулевых. Доступ в интернет был в лучшем случае в одной из 15-16 квартир, и тот – dial-up (модемное соединение), занимающий телефонную линию. Про скорость лучше и не вспоминать вовсе.
Сотовая связь ограничивалась только голосом и отправкой сообщений, а стоила столько, что позволить ее себе могли только очень обеспеченные люди. Протокол WAP только-только появлялся, то есть о мобильном интернете тоже говорить не приходилось.
Общий объем городского центра хранения данных составлял всего 100 гигабайт. Сейчас же на любом лэптопе жесткий диск больше вмещает — можно спокойно сохранить всю городскую информацию пятнадцатилетней давности, и еще место останется фотографии из отпуска сохранить.
К чему мы пришли в 2015 году? Широкополосный доступ в интернет есть в большинстве квартир, проникновение сотовой связи более 100%, покрытие высокоскоростным мобильным интернетом 4G тоже уже очень плотное. Интернет перестал быть "домашней" роскошью. Люди уже привыкли пользоваться электронными сервисами и услугами. И эта привычка меняет все. Практически каждый человек находится все время "онлайн" – пусть не всегда в сети интернет, но уж, по крайней мере, с сотовым телефоном. Кроме того, объем хранимых городских данных всего за 15 лет вырос на два порядка – со 100 гигабайт до 50 петабайт. И это не предел.
Технологии продолжают развиваться. Уже сейчас можно попробовать представить, какой будет Москва еще через 15 лет. И это не просто фантастические предположения, а обоснованные прогнозы.
Начнем с самого очевидного — москвичи перестанут платить за доступ в интернет, за трафик. То есть интернет станет условно бесплатным и общедоступным. Операторы больше не смогут "сидеть на трубе" и получать за это деньги. Пользователи будут платить за контент, а значит, перспективы — на стороне мультисервисных компаний. Что это означает для потребителя – простого москвича? То, что человек будет всегда онлайн. Любая услуга, любой сервис, любой товар будут значительно ближе и доступнее потребителю, чем когда бы то ни было.
Еще сильнее вырастет конкуренция и, скорее всего, случится неизбежное – все услуги будут персонифицированы. Потребитель будет сразу, "в базе", так сказать, получать не коммерческие услуги отдельно, государственные отдельно, услуги связи еще каким-то способом и так далее, а все услуги вместе, подобранные специально под него. Из этого, конечно, не следует, что человек будет исключен из процесса выбора, но базовый принцип будет именно такой.
К 2030 году экономика станет "интернетоцентричной". Мы и в 2015 наблюдаем не только персональную, но и отраслевую интернет-зависимость. А еще через 15 лет интернет станет основой для всех технологической коммуникации сфер экономики, как в части оперативного управления, так и в части принятия решений. При этом, конечно, не факт, что интернет по-прежнему будет называться "Интернетом", но сеть сетей, функционирующая по принципам, заложенным уже сейчас, станет гораздо более влиятельной.
А вот настольные компьютеры, думаю, займут свое законное место в музеях — какой смысл этим "ящикам" занимать место в доме, когда будут более мощные и при этом компактные устройства с виртуальными возможностями.
Сейчас "умный дом" — это лишь набор отдельных функций управления, "интернет вещей" только набирает обороты. Да, есть холодильники, заказывающие еду в супермаркете, системы домашнего климат-контроля, где-то уже установлены телеметрические датчики потребления воды и электроэнергии. Но все это пока лишь отдельные примеры, а к 2030 году мы сможем говорить о таких вещах как обязательных для нормальной жизни горожанина.
This browser does not support the video element.
Уже сейчас в мире 6 миллиардов датчиков, которые используются в домашних и городских интеллектуальных системах — учета потребления ресурсов, мониторинга дорожного трафика, контроля безопасности и так далее.
К 2030 году их будет более 100 миллиардов. Эти датчики сформируют единую сеть, позволяющую на основании получаемых данных осуществлять управление в режиме реального времени.
При этом, хранить массивы с датчиков данных целиком бесполезно, а если говорить прямо — дорого и глупо. И здесь мы подходим к двум важным задачам, на решение которых у нас есть как раз 15 лет.
Первая задача — обеспечить всем этим датчикам бесперебойную работу. Представьте, что такое хотя бы раз в год заменить батарейку в 100 миллиардах устройств. Или попытаться их всех подключить к электропитанию.
И вторая задача — выстроить систему сбора и анализа данных, чтобы хранить только значимые данные. Можно привести схематичный пример: сейчас камера наблюдения во дворе фиксирует происходящее 24 часа в сутки и передает изображение в центр хранения данных, где он остается еще в течение пяти дней. Очень "увлекательное кино" — утром елка стоит, днем елка стоит, вечером елка продолжает стоять.
Алгоритмы анализа данных в режиме реального времени, сортировки и классификации позволили бы хранить только то изображение, где имела место динамика — мусоровоз приехал, дворник свою работу сделал, жилец прошел. Тогда, как минимум, сроки хранения видеоизображения можно было бы увеличить. Но это пока только одна из множества идей по оптимизации хранения и использования данных.
В октябре все вспоминали технологические "предсказания" из фильма Роберта Земекиса "Назад в будущее 2" и сравнивали их с реальностью. Возможно, в ноябре 2030 года мы с удовлетворением отметим, что и наши прогнозы стали реальностью — ведь они основаны не на фантазии сценариста и кинорежиссера, а на объективных предпосылках и шагах, которые предпринимаются уже сейчас.