4 марта вторая по популярности в России социальная сеть "Одноклассники" празднует свой восьмой день рождения. Чем привлекают подобные ресурсы миллионы пользователей ежедневно и почему опасно жить онлайн, рассказывает сетевое издание M24.ru.
Основные игроки
Соцсети начали завоевывать популярность в 1995 году с появлением американского портала Classmates.com ("Одноклассники" являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным и спровоцировал появление не одного десятка похожих сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
В Россию мода на социальные сети пришла чуть позже — в 2006-м, когда появились "Одноклассники" и "ВКонтакте", а год спустя к ним присоединился "Мой мир". Социальная сеть Facebook хотя и была создана раньше, однако ее русскоязычную версию презентовали только летом 2008 года. Возможно, это косвенным образом повлияло на популярность сети в России: в настоящее время сервис находится на четвертом месте по посещаемости в нашей стране. Впереди тройка "россиян": ВКонтакте, "Одноклассники" и "Мой мир". Лидер рейтинга может похвастаться ежедневной 60-миллионной аудиторией. В свою очередь, Facebook с его 10 млн посетителей едва ли можно считать серьезным конкурентом "ВКонтакте".
This browser does not support the video element.
По данным Роскомнадора, "Одноклассники" более популярны у взрослого населения, а "ВКонтакте" предпочитают общаться подростки и молодежь.
Пока "ВКонтакте" набирает свою популярность, Facebook, явлюяющийся мировым лидером, сдает позиции, отмечают исследователи из Принстонского университета. Они считают это закономерным и приводят в пример судьбу утратившего популярность ресурса MySpace. По мнению исследователей, начавшийся спад популярности Facebook продолжится катастрофическим падением. К концу года социальная сеть якобы потеряет 20% пользователей, а к 2017 году произойдет сокращение на 80%. Таким образом, если сейчас количество активных пользователей Facebook составляет 1,1 миллиарда человек, то в момент падения их будет не более 200-300 миллионов.
Этот прогноз в целом совпадает с результатами других исследований, согласно которым, в 2013 году из социальной сети начала уходить молодежь. Похожая ситуация и у Twitter: за 2013 год несколько миллионов пользователей приняли решение удалить свои аккаунты.
This browser does not support the video element.
По мнению исследователей, люди опасаются интернет-зависимости и того, что их данные могут быть использованы в мошеннических целях либо для слежки органами безопасности. Негативное мнение обусловлено и рекламой, которая появилась в новостной ленте пользователей.
Соцсети сегодня
Первоначально задуманные в качестве сервисов для общения, сегодня соцсети предлагают массу возможностей: профиль рассказывает обо всех интересах, предпочтениях и взглядах пользователей, "встречи" позволяют приглашать друзей и незнакомцев на мероприятия, кроме того, можно участвовать в конкурсах и выигрывать призы.
Фото: ИТАР-ТАСС
Среди пользователей социальных сетей распространена поговорка: интернет держится на двух столпах: котиках и фотографиях женской груди. Однако это не более чем заблуждение: список самых популярных тем, обсуждаемых в соцсетях, открывают технологии (ими интересуются 28% пользователей), за ними следуют еда и путешествия (25% пользователей), кино и телевидение (18%), музыка и искусство (11%), здоровье и спорт (10%) и, наконец, мода и шопинг (9%).
В минувшем году благодаря соцсетям появилось новое слово - selfie. Неологизм обозначает модную тенденцию последнего времени - фото самого себя, размещенные в соцсетях. Ну и конечно же, без братьев наших меньших никуда: трендом стали интернет-мемы типа кота-бороды и собаки в женских колготках и туфлях.
Страшилки, или почему вредно жить в соцсетяхУм и память. Использование соцсетей приводит к неспособности самостоятельно принимать решения и критически мыслить. К такому выводу пришли исследователи из Эдинбургского университета. Эксперимент показал, что сайты, через которые проходит огромный поток различной информации (например, Facebook и Twitter), создают своих "умников", которым остальные пользователи начинают доверять без особых оснований.
Недавние исследования также показали, что постоянное обращение за информацией к интернет-поисковикам притупляет память, поскольку пользователи не видят необходимости запоминать сведения, которые можно с легкостью получить в любой момент.
Пищеварение и вес. Существует прямая взаимосвязь между временем, проведенным в соцсетях, и проблемах с пищеварением и весом. С одной стороны, люди, которые регулярно общаются с друзьями по сети, обладают более высоким уровнем самооценки, но низким уровнем самоконтроля. Поэтому они склонны к перекусам нездоровыми продуктами, особенно во время общения с близкими друзьями. По мнению ученых из Колумбийского университета и их коллег из университета Питтсбурга, именно этот фактор является настоящей причиной набора лишнего веса, а отнюдь не сидячий образ жизни.
Фото: ИТАР-ТАСС
С другой стороны, сидение в соцсетях может привести к анорексии. Американские ученые выявили, что подростки, которые любят просматривать фотографии друзей и известных людей и размещать свои, чаще сталкиваются с пищевыми расстройствами. Чем чаще человек просматривает фото людей с идеальными фигурами, тем больше его не устраивает собственный внешний вид, возникают мысли о том, чтобы сбросить вес. В результате сокращается рацион питания, что негативно сказывается на его здоровье - повышается риск развития анорексии и других пищевых расстройств.
Зависть и уныние. По словам психологов, просматривание профилей более успешных друзей может реально подорвать здоровье. Специалист Зои Стримпель подчеркивает: социальные сети постоянно "бомбардируют" пользователей картинками идеальной жизни, идеальных свадеб и детей, что вызывает у людей зависть и способствует развитию интернет-вуайеризма. В итоге у человека может возникнуть ощущение того, будто его жизнь пуста.
Кроме того, одинокие женщины проводят много времени в поисках потенциальных женихов в соцсетях, а информация в профилях заставляет их чрезмерно анализировать кандидатов и создает впечатление, что эти люди уже присутствуют в их жизни.
This browser does not support the video element.
Вредные привычки. Соцсети, изобилующие не только положительными, но и отрицательными примерами для подражания, могут плохо отразиться на подростках. Исследование, которое проводили ученые, показало, что фотографии, демонстрирующие употребление алкоголя или курение, провоцируют аналогичное поведение у детей, просматривающих снимки.
Злость и печаль. Злость – самая заразная эмоция, передающаяся в соцсетях - таковы результаты исследования китайских ученых. По их наблюдениям, негативно окрашенные сообщения быстрее распространяются среди пользователей, чем сообщения позитивного или нейтрального характера.
Себялюбие и расстройство личности. Соцсети негативно влияют на психику. Например, они приводят к нарциссизму, а в психологии и психиатрии чрезмерный нарциссизм рассматривают как серьезную личностную дисфункцию или расстройство личности.
Известен случай проявления психосоматических расстройств на почве зависимости от общения в социальных сетях. В Белграде пользовательница Снежана Павлович попала в психиатрическую клинику после того, как ее заметка в социальной сети Facebook не вызвала интереса среди друзей. Врачи клиники назвали этот случай "синдром Снежаны", объясняя поведение пациентки как обычный стресс от неудовлетворенности социальной потребности индивидуума в современном мире.