Форма поиска по сайту

Создатель Lib.Ru Максим Мошков рассказал о будущем Рунета

Максим Мошков. Фото: facebook.com



Фото: ИТАР-ТАСС

- На начальном этапе функционирования Рунета правительство влияло на его развитие минимально. 20 лет спустя ситуация изменилась?

- Интернет – это самодеятельная организация, возникшая как добровольное объединение локальных сетей. Поскольку она добровольная и не требует никакого правительственного влияния, то все желающие вольным порядком самостоятельно подключались к Сети по собственному усмотрению. Насколько я помню, в начале 90-х интернет-технологиями и электронными почтами у нас в стране занимались Demos и "Ринком". Подключение к интернету было их рук дело. Назвать этот процесс бесправительственным нельзя, так как часть мощностей базировались в Курчатовском институте, который финансировало государство. Да и в дальнейшем многие телодвижения по организации интернета делались учебными заведениями, институтами, которые поддерживались государством. Но то, что государство, в общем и целом, не знало ничего об интернете, так это и к лучшему. - Почему?

- Сейчас государство вмешивается и это создает заметные проблемы для интернета.

- Вы имеете в виду антипиратский закон?

- Пиратство и авторские права – это последнее, что интересует государство. Первое вмешательство власти возникло давно и называлось СОРМ – система организации оперативной деятельности. Всех провайдеров заставляли за свой счет делать точки доступа, через которые можно подсматривать трафик потребителей. Это был СОРМ-1. Потом появился СОРМ-2, когда провайдеров заставили поставить те же точки, но более мощные и за еще большие деньги. Третья степень воздействия – провайдеров обязали лицензироваться. А уж дальше пошли игрушки под названием Роскомнадзор. В данный момент он борется с педофилией, наркоманией, самоубийствами и, по-моему, с теми, кто плохо говорит про банковскую систему.

Фото: ИТАР-ТАСС

- На развитие Рунета повлияли несколько факторов. В числе основных – сеанс компьютерной связи, появление доменов .SU и .RU, создание первых отечественных интернет-порталов. Можете продолжить этот список?

- Рунет к развитию подстегивает жажда наживы и зарабатывания денег. Интернет – это нормальный бизнес. Причем, зарабатывать могут многие. Провайдеры тянут кабели и качают трафик, порталы зарабатывают на рекламе, рекламные сети эту рекламу продают. Сейчас идет естественный процесс, в котором что-то отдельное выделять бессмысленно.

- Сегодня многие уверены, что интернет будущего – это сервисы, которые вскоре заменят веб-сайты. Вы с этим согласны?

- С одной стороны у каждого посетителя теперь есть куча мобильных телефонов и прочих гаджетов, с помощью которых можно ходить по интернету. Так что обслуживание этих потребителей – отдельный кусок технологий, под таких пользователей нужно переформатировать сайты. От нормальных больших компьютеров при этом никто отказываться не собирается. Потому что функциональные возможности компьютера сильно отличаются от мобильного телефона или планшета. Просто диверсифицируется интернетовский доступ, и приходится более сложно организовывать сайты, чтобы они работали и для компьютеров, и для мобильников, и для планшетов. И надо внимательно следить за долями аудитории, знать, кого больше: компьютерщиков или пользователей мобильны телефонов. Я не думаю, что в ближайшие десять лет какая-нибудь из этих областей загнется совсем и ее исключат. Будут все виды интернета для разных потребителей.

- Можете дать долгосрочный прогноз развития Рунета?

- Государство только сейчас начало учиться блокировать контенты сайтов. А пользователи – обходить эти блокировки. Будет несколько интересных софтверных войн населения против государства, а государства против населения за преодоление блокировок. На фоне этого появятся какое-то дополнительные программное обеспечение и протоколы, которые позволят государству за всем следить и блокировать, а населению от этих блокировок уходить, обманывать.

У нас сейчас мобильная часть интернета очень незрелая, только начала зарождаться. Она будет увеличиваться в объеме. Мобильный интернет, так называемый "интернет в кармане" – в этой сфере много чего можно сделать.

Фото: ИТАР-ТАСС

- Какие проекты на просторах Рунета вам интересны?

- В интернете я работаю, а пользуюсь им как обычный потребитель. Но больше внимания трачу на свои собственные сайты. Немножко пользуюсь LiveJournal и чуть-чуть электронной почтой. Это, условно говоря, десять процентов моего внимания. Все остальное - мои личные проекты: "Библиотека", система "Самиздат", сайт "Искусство войны".

- Что касается вашей библиотеки Lib.Ru, вспомните, с чего все начиналось? Вы думали, что проект приобретет масштабность?

- Если мы прыгнем на 20 лет назад, то увидим, что тогда вообще никто не о чем не думал. Люди узнали о появлении новых технологий, которые позволяли связать компьютеры. Было настолько радостно, что удалось что-то кому-то показать, что-то скачать. Поэтому моя библиотека как коллекция электронных текстов была попыткой освоить эти технологии, посмотреть, как это работает. Получился такой тренировочный проект по Web-программированию. И мне повезло, что он стал общепопулярной библиотекой. Думаю, что если кто-нибудь и сейчас займется своим личным проектом, не исключено, что лет через пять он может оказаться востребованным, полезным и приносящим доходы. Но, уверяю, это не будет библиотека. Потому что с библиотеками все уже пройдено.

- Какие изменения произошли с контентом за годы работы Lib.Ru?

- Был момент, когда я тренировался на Lib.Ru, который был для меня первым личным проектом. Это детский этап. Дальше, когда я обнаружил, что проект является общественно-полезным, стал относиться к нему серьезно: развивать и продвигать. В середине 2005 годов случилось два события. Я понял, что не всесилен и не смогу собрать все книжки, их слишком много. И начал делать систему авторской публикации, чтобы авторы сами размещали свои книжки. Читательская аудитория стала больше, она пополнилась правообладателями и людьми, заинтересованными в торговле книгами. Возник вопрос авторских прав. Система авторской публикации и дала мне возможность перенастроить свою библиотеку таким образом, что авторы сами выкладывают свои книжки, не нарушая при этом авторских прав.

С 2005 года я все свои силы вкладываю в систему авторской публикации. А "Библиотека" замерзла в старом формате, который был у нее в средине 2000-х. "Библиотека" сейчас не главный мой проект. На этой позиции - система "Самиздат", которая насчитывает 85 тысяч авторов и больше миллиона произведений.

- Кто-то фильтрует литературный контент на предмет ошибок и плагиата?

- Нет. Естественно, происходят казусы, связанные с плагиатом. Эти ситуации могут дойти до государства. У меня были случаи, когда одни авторы "Самиздата" доносили на других авторов этого же ресурса и стучали на них в прокуратуру, Роскомнадзор. В этом случае Роскомнадзор присылает мне предписание удалить текст, и я его удаляю. Или автор жалуется мне и говорит: "Вот тут плагиат, у меня украли книжку", и я ее тоже удаляю. Иногда такая кража оказывается вовсе не кражей, а результатом творческого спора. В 99 процентах случаев "Библиотека" и "Самиздат" не требуют дополнительного внимания с моей стороны, и уж тем паче – внимания государства.

- Вы ведете статистику посещаемости своих ресурсов?

- В "Библиотеке" сейчас 40 тысяч произведений, а в "Самиздате" - 1 миллион 60 тысяч. "Библиотеку" посещают примерно 40 тысяч человек в сутки, "Самиздат" - 200 тысяч.

Фото: ИТАР-ТАСС

- Какие нововведения планируете? И вообще, как часто стоит менять интернет-ресурс, чтобы привлекать и удерживать внимание пользователей?

- Возьмите какой-нибудь "Фейсбук", LiveJournal или прочие социальные сети. В них никогда ничего не меняется кардинально, но в то же время все совершенствуется. Так же и в моем "Самиздате", мы что-то подколачиваем по мелочи. Если этим заниматься 10-15 лет подряд, то аудитория растет.

Я в "Самиздате" наконец организовал поддержку fb2 для чтения электронных книг. Это шаг вперед.

- А сами что-то читаете в "Библиотеке" или в "Самиздате"?

- Люблю читать, но хороших книжек не осталось, а нынешние авторы ничего достойного не пишут. Найти читабельный текст, от которого меня не тошнит, большая редкость. Поэтому пытаюсь читать книжки с высоким показателями в рейтингах. Хороших книг много, но плохих в тысячу раз больше. Нарваться на плохую книжку гораздо проще.

- И в завершении беседы, назовите проекты над которыми сейчас работаете помимо "Самиздата".

- Art Of War – искусство войны. Это проект, где публикуются мемуары участников недавних локальных войн. Там пишут про Афганистан, Чечню. Очень познавательно, интересно, а главное – там вы найдете высокое литературное качество текстов. И, конечно же, мой любимый проект сейчас – раздел "Русская классика" в "Библиотеке". Мы собирали всю русскую классику: 15-20 тысяч произведений. Сейчас придумываем, какого бы еще автора оцифровать.

Алла Панасенко