Форма поиска по сайту

Кредитоспособность россиян оценят по затратам на мобильную связь

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Сотовые операторы начали передавать банкам потребительскую информацию о своих клиентах для оценки их кредитоспособности, пишет "Коммерсант".

Такой пилотный проект запустили "Вымпелком" ("Билайн") и МТС. Операторы на основании данных о платежах за связь и другие услуги со счета мобильного телефона присваивают клиенту балл, который впоследствии продают банкам.

К примеру, с "Вымпелкомом" по такой схеме работают уже 20 банков. По данным источника "Коммерсанта", сотовый оператор планирует использовать для оценки информацию о том, где клиент совершает покупки, ездит ли за рубеж, пользуется ли автомобилем или перемещается только на общественном транспорте.

Кроме того, отмечает источник, рассматривалась возможность использования информации об окружении абонента – по находящимся поблизости мобильным телефонам. Представитель "Вымпелкома" эти данные не подтвердил.

В МТС заявили, что будут оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с оператором – частоты смены номера, количества вхождения в блокировку номера, регулярности пополнения баланса.

Операторы утверждают, что персональные данные и информация об оказываемых услугах банкам не передаются – им сообщается исключительно обезличенный скоринговый (оценочный) балл, полученный в результате обработки математических моделей. При этом и в "Вымпелкоме", и в МТС подтвердили, что банки должны будут получить отдельное согласие потенциального заемщика на обработку данных операторами, а сами операторы — отдельное согласие от абонентов.

По словам юриста Марины Силкиной, сейчас банки очень заинтересованы в подобной информации о заемщиках: в стране непростая экономическая ситуация, около 5 миллионов россиян не могут расплатиться по кредитам, финансово-кредитные учреждения всячески пытаются обезопасить себя от недобросовестных плательщиков.

Что касается персональных данных, то, как пояснила юрист, придраться к сотовым операторам в этом вопросе будет сложно. "Когда мы заключаем договоры, то, как правило, указываем персональные данные и соглашаемся на их обработку в том или ином виде", – отметила она.

Другой вопрос – оценка платежеспособности. Юрист считает, что у клиента оператора связи должна быть возможность ознакомиться с присвоенным ему баллом, определяющим кредитоспособность, а также право оспаривать эту оценку.

"Как правило, отказы в выдаче кредита в банках никак не мотивируются. Гражданин должен знать, к кому обратиться, чтобы затребовать информацию о том, почему ему дали такую оценку. Ведь если у человека есть стабильная зарплата, долгов по кредитам за ним не числится, а в кредите ему отказывают, то это ставит его в ущемленное положение", – считает Марина Силкина.