Фото: m24.ru/Юлия Накошная
Николая Матушевский. Фото: facebook.com/matushevskiy.nikolai
На первый взгляд кажется, что основной потребитель искусства и товаров в большом городе – это девушка с голыми щиколотками и в больших очках. Именно для нее, вроде бы, открывают новые кафе, устраивают выставки и проводят фестивали. Как в этом мире жить сорокалетнему женатому мужчине? Он тоже хочет проводить выходные в арт-кластерах и любит современное искусство, но убежден, что это вотчина двадцатилетних. Накануне дня рождения дизайн-завода "Флакон" его создатель Николай Матушевский рассказал m24.ru и
2do2go о том, что в мире молодых найдется место и людям постарше.
– Принято считать, что дизайн-заводы и арт-кластеры – места исключительно для хипстерской молодежи. В таких пространствах правда нет места людям среднего возраста? – Когда все начиналось семь лет назад, мы думали: "Для кого мы?" Хипстеры только появлялись, это было круто и модно. Конечно, они пришли к нам, а мы их приняли как родных. Они за это время подросли, многие завели семью и детей. Но они по-прежнему приходят к нам, снимают офисы и делают проекты. А мы, как и тогда, рады всем, кому близко творчество, креативность. Всем героям современной культуры вне зависимости от их возраста. Мы заметили, когда в Москве традиционно много свадеб, фотографы привозят молодых делать свадебные фотосессии на "Флакон". Или наш новый проект – "Деревня", для тех самых повзрослевших хипстеров, теперь желающих жить и растить детей среди соседей, с которыми комфортно.
– Аудитория меняется в зависимости от конкретных мероприятий?– Конечно, от них многое зависит. Мы стараемся делать разные события. Пару лет назад на день города провели фестиваль молодого искусства "Будет", к нам пришли 5000 молодых гостей. А, например, на субботник Seasons собирается более взрослая аудитория. На "Флаконе" каждый найдет занятие по душе и настроению.
Фото: m24.ru/Юлия Накошная
– Каков социальный портрет вашего типичного посетителя? В какую среду попадает сорокалетний человек, приходя к вам?– Мне, например, 45 лет. Мой портрет подойдет? Кроме шуток, мы называем наших гостей и жителей героями современной культуры. Это действительно так: каждый по отдельности и все вместе, мы формируем новое креативное сознание, креативную экономику, если хотите. Здесь каждый, кто ведет бизнес, обладает необходимыми средствами "производства", у кого есть искра творчества, тот чувствует себя на "Флаконе" в своей тарелке. Не имеет значения, студент это одного из культурных институтов, галерист или посетитель вечера русского балета.
– Что можно посоветовать взрослому, который хочет быть частью сообщества, но чтобы это не выглядело попыткой молодиться?– Точно могу дать только один совет – всегда быть собой, в любом возрасте. А как себя вести и одеваться, молодиться ли – дело вкуса, если он у вас есть.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
– Арт-кластер – это не просто совокупность отдельных галерей и магазинов, это целый микромир. Этот микромир принимает человека таким, какой он есть, или заставляет его меняться?– Здесь можно жить – по-настоящему, так, как хочется тебе, без условностей и недосказанности. Людей мы, конечно, не меняем, насильно – точно. Любишь ты "Икеа" – нет проблем, поставь свой любимый письменный стол на крыше и работай, а дизайнерский диван из Южной Африки прекрасно впишется в просторный open space. Пожалуй, здесь можно удовлетворить все свои потребности.
– "Флакону" исполняется уже семь лет. Все творческие планы претворены в жизнь? – Можно с уверенностью сказать, что планов у нас хватит еще на пару раз по семь лет. Если серьезно, то все, что было запланировано в самом начале пути, мы реализовали. И совсем не собираемся на этом останавливаться. Представьте, я нахожусь на "Флаконе" каждый день, и буквально в прошедшие выходные я впервые оказался на крыше, специально обустроенной к летнему сезону. Завод преподносит нам и всем гостям приятные сюрпризы постоянно, своей атмосферой просто провоцируя на творчество. Так что можно сказать, что планов громадье!
– Чем "Флакон" отличается от других творческих площадок Москвы?– Мы проводим экскурсии по территории, и посетители часто спрашивают экскурсовода, которым "подрабатываю" я или наш креативный директор, именно об этом. Каждый творческий кластер, каждое креативное пространство вносит свой огромный вклад в формирование облика Москвы точно так же, как и обновленные парки и культурные центры. Сегодня мы все предлагаем горожанам и гостям города небывалое разнообразие идей, тем для реализации и вдохновения.
"Флакон" больше остальных заботится о формировании активного сообщества. У нас даже арендаторы называются жителями, а для работы с ними есть специальная должность в штатном расписании – домовой. Пусть прозвучит громко, но "Флакон" реально влияет на людей, а люди видоизменяют пространство. Так что мы существуем как настоящая экосистема. Этим, наверное, и отличаемся!
– Какое событие стало самым масштабным в новейшей истории завода? – У нас постоянно проходит столько событий, что выделить какое-то одно было бы нечестно. Все, что мы делаем, мы делаем с большой душой и вниманием к людям. Можно сказать, что каждое событие – особенное. В эти выходные, например, вновь открывается наш бассейн. Уже несколько лет мы проходим цикл "Страноведение" – превращаем завод в другой мир.
В прошлом году ко Дню взятия Бастилии совместно с посольством и институтом Франции мы провели грандиозный марафон, за один день показали все самые яркие культурные явления этой страны. Мероприятие посетили 8000 человек и, кажется, все французы, живущие в Москве. В этом году мы собираемся повторить этот опыт. Триумфальный камбэк этого лета – старейший маркет "Флакона" Le Picnic, который состоится 14 мая. Своего рода старожилом можно назвать дизайн-субботник Seasons. В этом году он пройдет в шестой раз!
Фото: m24.ru/Юлия Накошная
– На свой
день рождения вы приготовили какие-то секретные экскурсии. В другие дни в них можно будет поучаствовать?
– Экскурсии будет проводить наш креативный директор, для этого мы специально отправили его на курсы экскурсоводов, откуда он вернется прямиком на праздник. Если серьезно, то сюрпризы ожидают всех пытливых гостей, тех, кто готов удивляться и радоваться вместе с нами. Ведь для настоящего, искреннего счастья нужно не так и много – отличная компания, хорошая атмосфера, солнце, музыка и еда.
– На "Флаконе" есть легендарный персонаж – дядя Коля, который еще помнит времена, когда в ваших цехах работали с хрусталем. Что это за человек, и почему его называют бренд-амбассадором?– Хочется сказать "кремень", но на самом деле одним словом его не описать! Он работал здесь еще на заводе, по уточненным данным его трудовой стаж – 47 лет. Это честная и удивительная история о том, как место влияет на человека. Без дяди Коли не обходится ни одно важное маркетинговое решение, установка актуальной афиши мероприятий или организация фуд-корта, даже съемка календаря. Ведь так виртуозно водит погрузчик, необходимый для этих решения этих задач, только он! Даже дизайн нового сайта flacon.ru не остался без внимания дяди Коли.
– Есть ли у него любимая история, произошедшая на "Флаконе"?
– Без хорошей истории мы никуда. На самом первом дизайн-субботнике унылая территория бывшего завода словно заиграла не просто новыми красками, а целыми яркими радугами. Повсюду были дети, семьи, красивые газоны и цветы, улыбки и музыка. Посреди всего этого, такого непривычного, шел, разведя руки, дядя Коля. Окинул взглядом все происходящее, подошел ко мне и сказал: "Николай Юрьевич, да если бы я знал, если бы я знал, что такое возможно, я оберегал бы все, следил бы за порядком тут. Да что там, я бы жил по-другому!"
– Что у вас нового в этом сезоне?– Мы теперь даже жителей ближайшего Подмосковья удивить можем, не то что москвичей – запустили проект "Деревня". Планов, правда, много, загадывать и фантазировать не любим. Все сразу показываем, на суд общественности. Из самого внезапного, наверное, наше радио "Флакон". Нас уже слушают более 50 000 человек, может быть, получится вещать на региональных частотах. На месте никогда не стоим!