Беспроводной интернет может появиться на водном транспорте столицы и в самолетах. Все вагоны метро обеспечат качественным покрытием голосовой связи. О том, как будет развиваться Wi-Fi в московской подземке и на каких станциях пассажиры чаще всего им пользуются, в интервью m24.ru рассказал замруководителя оператора беспроводной связи АО "МаксимаТелеком" Олег Копицын.
– Два года назад в московском метро появился бесплатный Wi-Fi. Сколько сейчас пользователей сети? Растет ли число пользователей или остается стабильным?
– Количество пользователей остается стабильным и не уменьшается, хотя за последние два года пассажиропоток метрополитена немного снизился. Мы связываем это с оттоком мигрантов из-за кризиса.
Всего за два года через сеть идентифицировалось более 12 миллионов уникальных устройств. Ежедневно подключаются к интернету 1,2 миллиона уникальных пользователей, а всего фиксируем порядка двух с половиной миллионов подключений. В прошлом году пассажиры воспользовались интернетом в метро 550 миллионов раз. До конца года ожидаю, что у бесплатного Wi-Fi в метро будет не менее 1,5 миллионов уникальных пользователей в день. К 2018 году мы зарегистрируем около двух миллионов пользователей за счет увеличения количества смартфонов в Москве.
– Сколько средств вы вложили в проект "Wi-Fi в метро"? Не пожалели, что ввязались в проект? Окупается ли он?
– Вложили порядка 2,5 миллиардов [рублей]. Что ввязались, не пожалели. Для нас проект стал входным билетом на рекламный рынок. Сегодня мы одни из лидеров рынка мобильной медийной рекламы в России. Затраты пока не окупили, но выручка соответствует нашим прогнозам, вложенные деньги возвращаем в соответствии с изначальным планом. В этом году выходим на операционную прибыльность. Полная окупаемость проекта будет достигнута через шесть – семь лет.
– На каких линиях пользователей Wi-Fi больше, на каких меньше? И где качество связи лучше, а где хуже?
– Безусловно, больше пользователей на самых загруженных ветках: Таганско-Краснопресненской и Арбатско-Покровской. Качество связи мы постоянно мониторим в режиме реального времени с помощью собственной системы "Светофор". Дефекты устраняем максимально быстро, но у нас есть ограничения: устранить неполадки на поезде можно только в депо, а в тоннеле – только в ночное время во время технологического окна.
– Сейчас все пользователи проходят обязательную идентификацию: вводят номер телефона или авторизуются через аккаунт госуслуг. Планируете вводить пароль от злоумышленников, которые пытаются создать сеть, подобную вашей?
– Пароль вводить не планируем, так как это неудобно для пользователей. Да и пароль от злоумышленников на сто процентов не защитит. Если бы мы ввели пароль, то он стал бы одинаковым для всех. Хакерам ничего не помешало бы сделать поддельную сеть с тем же паролем. А вообще реального вреда пользователям хакеры не наносят. У них нет доступа в интернет, поэтому они не могут украсть личные данные пользователей. Самой же безопасности нашей сети мы уделяем пристальное внимание – это изначально заложено на уровне архитектуры сети.
– Планируете монетизировать услуги, например, за деньги предложите повысить скорость интернета?
– Мы уже предложили клиентам платную услугу – "Как дома": пользователи премиальных пакетов подключаются к сети без просмотра рекламы и необходимости авторизации. Нового платного предложения по увеличению скорости делать пока не планируем, в этом нет смысла. К этой услуге подключились более 50 тысяч пользователей. Стоит премиум-пакет сейчас 99 рублей в месяц, а если купить на полгода, то месячная цена составит 75 рублей. Услугами можно, кстати, управлять через личный кабинет, который мы создали несколько месяцев назад.
This browser does not support the video element.
– Когда на вашем портале появится возможность оплатить услуги ЖКХ и купить билеты на разные мероприятия?
– В ближайшее время. Сейчас готовим платформу для работы на портале с платежами. Вообще, когда запускали первую версию портала, платежный сервис там был. Можно было оплатить услуги ЖКХ. Однако практика показала, что к этой услуге обращались единицы, и мы ее отключили. Сейчас платежный сервис планируем перезапустить, с пониманием того, что нужно пользователям метро. Думаю, что покупка билетов будет пользователям интересна. Мы хотим сделать ее более удобной. А вот плата за ЖКХ – вряд ли. С собой платежку никто не возит. Кроме того, есть портал городских услуг, личный кабинет, где все учетные данные уже заполнены. Начиная с марта наши пользователи могут пополнить баланс карты "Тройка" прямо на нашем портале. Это один из новых платежных сервисов, доступных пользователям в личном кабинете.
− Были какие-то забавные случаеи с рекламодателями?
− Были компании, которые строили свои рекламные акции на прямом противопоставлении услуги Wi-Fi в метро и собственного продукта. Мы им отказали. (Смеется.).
– В ноябре прошлого года было создано альтернативное бесплатное приложение, блокирующее рекламу, "МетроБлок". Для вашей компании это был прямой конкурент. Через некоторое время приложение разработчик удалил. Как смогли с ним договориться?
– На него никак не влияли, не давили, люди в масках за ним не бегали. Просто он хорошо подумал, что реклама дает возможность получать бесплатный Wi-Fi, и удалил приложение. Надо понимать, что без рекламы не будет сети, построенной полностью на частные деньги. Автор приложения пилил сук, на котором сидел. Ну, заблокируем рекламу, закроем компанию "МаксимаТелеком", и сети не будет.
– Тарифы на платные услуги намерены менять?
– Базовые тарифы пока менять не планируем. В будущем возможно появление комбинированных тарифов на подключение к сети в нескольких видах городского транспорта и городской инфраструктуры, которые будут не менее интересны для пользователей.
– Когда будут оборудованы бесплатным Wi-Fi станции метрополитена? Есть ли перспектива?
– Мы протестировали бесплатный интернет на станциях "Выставочная", "Деловой центр", "Бульвар Дмитрия Донского" и "Улица Старокачаловская". Сейчас нам совершенно понятно, что Wi-Fi к столпотворению на станциях не приведет, такие опасения были напрасны. Однако проект довольно дорогой. Оснащение двухсот 200 станций будет стоить несколько сотен миллионов рублей. Пока другие станции оборудовать не будем, а на тех, где проводили тестирование системы, Wi-Fi останется.
– Если для вас это дорого, то, может быть, вам объединиться с операторами мобильной связи, чтобы обеспечить станции бесплатным интернетом?
– Для нас это одна из потенциальных возможностей развития.
– Как вы сотрудничаете с операторами сотовой связи?
– Сейчас ведем переговоры об организации голосового покрытия в подвижном составе. Это значит, что в вагонах метро начнет нормально работать мобильная связь, можно будет общаться по телефону, писать сообщения. Планируем реализовать этот проект уже в этом году. Ведем переговоры со всеми четырьмя основными операторами. Качество сигнала устройств, поддерживающих 3G, будет на уровне от 80% до 100% процентов. Сотовая связь будет работать так же, как и на станциях метро, – дополнительно идентифицироваться не нужно.
– Для реализации проекта нужны какие-то инвестиции в дополнительное оборудование?
– Да, дополнительное оборудование потребуется установить. Небольшие устройства появятся в вагонах, которые будут подключаться к нашей сети. Они обеспечат покрытие мобильной сетью такого же уровня, как на улицах или на станциях.
– А сколько денег вы вложите в проект?
– Это коммерческая тайна, но могу сказать, что это в десятки раз дешевле, чем строить новую сеть. Если бы операторы объединились и построили одну сеть на всех, то наш проект все равно стоил бы существенно дешевле.
– Скоро по МКЖД пойдут городские электрички "Ласточки". Будете участвовать в конкурсе на оснащение "Ласточек" сетью?
– Прежде чем участвовать в конкурсе, посмотрим на условия, и в зависимости от требований решим,– примем ли участие или нет. Очевидно, что МКЖД пассажиры будут воспринимать так же, как метро, поэтому ждут единообразия в покрытии интернетом. Следуя этому запросу, нам, конечно, нужно участвовать. Однако бывают конкурсы, когда заявленные требования неисполнимы, поэтому мы ждем объявления.
– А вы готовы оставить на МКЖД такой же тариф на премимум-пакет, как в метро, – 99 рублей?
– Если создавать сеть в поездах МКЖД будет "МаксимаТелеком" – вполне возможно. Это, безусловно, зависит от коммерческой модели взаимодействия.
– В электропоездах, а также в городском общественном транспорте будете проводить Wi-Fi?
– Мы выиграли конкурс ОАО "ЦППК" на оборудование сетью 65 электропоездов. Что касается московского общественного транспорта, то бесплатный интернет в нем проводит компания "NetByNet" по договору с "Мосгортрансом". Однако нам ничто не мешает запустить совместный премиум-пакет. Такие переговоры ведутся.
This browser does not support the video element.
– Аэропорты и самолеты интересны вам как объекты бесплатного проведения интернета? В "Шереметьево" вы же уже провели интернет.
– Мы общались со всеми аэропортами московского авиаузла, выходили даже на Пулково в Санкт-Петербурге. С одним из московских аэропортов практически договорились, есть проект, близкий к реализации. Подробности не расскажу, чтобы не создавать конкурентного фона.
А самолеты, безусловно, интересная история, но для них нужно совершенно иное техническое решение, нежели то, которое используется на любом из объектов транспорта. Оборудование такое есть. Однако в комплекте с ним идут еще игроки – спутниковые операторы, которые могут дать необходимое оборудование, но за большие деньги. Кроме того, систему потом нужно сертифицировать с производителями воздушных судов. Вполне возможно, что через год переключим свое внимание на них. Для нас эта тема интересна.
– А на речном транспорте появится интернет?
– Мы ведем переговоры с одной компанией, которая организует экскурсионные туры на теплоходах по Москве-реке в центральной части города. Ее пассажиропоток измеряется миллионами. Есть запрос от клиента, потенциального партнера, и шанс договориться. Сейчас идет проработка проекта. Технически изучаем вопрос, как сделать качественную связь, – акватория не очень хорошо покрыта сетями сотовых операторов.
– С кем из компаний у вас уже есть договоренность о запуске Wi-Fi?
– С компанией "Аэроэкспресс" заключили договор на оборудование всех терминалов. В ближайшее время Wi-Fi появится в терминале "Аэроэкспресс" в аэропорту Шереметьево. В декабре прошлого года запустили Wi-Fi в терминале "Аэроэкспресс" на Павелецком вокзале, в перспективе – терминал на Белорусском вокзале.
– Строящиеся линии метрополитена будете оборудовать Wi-Fi?
– Да, постепенно будем оборудовать все строящиеся линии. Цель – стопроцентное покрытие метрополитена бесплатной сетью. Будем расти вместе с метрополитеном.
– Снизились ли отказы оборудования, насколько?
– За последние полгода отказы снизились минимум на четыре процента. Реально приблизились к "потолку", когда лучше уже практически некуда.
– Вы планировали создать дополнительное приложение для жалоб. Когда оно появится? Как сейчас пользователь может пожаловаться на систему?
– Оставить жалобу можно на нашем портале wi-fi.ru. А прототип приложения уже есть. Это будет собственное приложение, которое сможет мониторить качество связи автоматически в каждом конкретном вагоне, где находится пользователь. В этом приложении у пользователя появится доступ к личному кабинету портала, где он сможет в том числе оставить свою жалобу на качество связи.
– Есть планы выходить за пределы России, в города других стран?
– Да, сейчас ведем переговоры с Нью-Йорком, а также другими городами США, Европы и Азии. Нам интересно работать по реализации схожих проектов в сфере предоставления Wi-Fi на транспорте и в городской среде.