Иллюстрация: Ольга Денисова
Московский метрополитен перевозит
более восьми миллионов человек в день. В час пик девять пассажиров умещаются на одном квадратном метре вагона. Всем этим людям необходимо дышать. Как обеспечивается приток свежего воздуха на станцию? Рассказывают наши коллеги из научно-популярного журнала
"Кот Шредингера".
Комплекс вентиляционных шахт метрополитена находится на станциях и в перегонных тоннелях. У каждой шахты есть два режима работы: вытяжка и нагнетание. Летом свежий воздух с улицы попадает на станцию, затем уходит в шахты, оттуда – в перегонные тоннели и, нагретый, снова выходит на поверхность. Зимой наоборот: холодный воздух сначала попадает на перегон, а затем на станцию. По пути он нагревается за счет работы оборудования и движения поездов. Сделав свое дело, тепло выходит наружу.
Воздух в подземке полностью обновляется несколько раз в час, для чего в каждой шахте стоит два вентилятора, которые обеспечивают его приток и отток. Чаще всего постоянно крутится только один из них, а второй включается в особых ситуациях.
В московском метро дополнительный обогрев предусмотрен только в вестибюлях. Все, что находится под землей, греется за счет естественной циркуляции воздуха.
В метрополитенах южных городов предусмотрена такая система охлаждения, при которой воздух проходит через подобие душа – водяную завесу. У нас в особо жаркие дни устанавливаются автоматы с холодной водой, чтобы пассажиры могли освежиться.
Яна Сергиевская