Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Сергей Собянин дал интервью телеканалу
"ТВ-Центр". M24.ru приводит полную расшифровку интервью мэра Москвы.
– За последние годы в Москве было реконструировано большинство основных магистралей столицы, построено множество эстакад, развязок. Скажите, если подводить итоги, что нас ожидает в этом году? Вот давайте подведем итоги пятилетки: насколько вырос дорожный фонд в Москве?– Действительно, проще говорить о пятилетке, потому что все эти проекты – хотя многие из них локальные, – но тем не менее они образуют большую систему, которая называется транспортной системой Москвы, а еще больше – это, конечно, Московский транспортный узел. Это вся транспортная система огромного мегаполиса.
Как вы знаете, президентом России дано было поручение о создании такой программы – цельное развитие московского транспортного узла. Это один из серьезных системных вопросов, потому что раньше как происходило: в области строились свои дороги, в Москве – свои, они не состыковывались, в результате достаточного эффекта не было. Кроме того, не развивалось пригородное железнодорожное сообщение, практически заглохло метростроение, и, конечно, для того чтобы все это возродить, состыковать, нужна была цельная программа.
И вот то, о чем вы спросили в части дорожного строительства, является частью большой, огромной системы развития транспортного узла московского региона, в котором участвуют и наши коллеги из Московской области, Росавтодора, "Российских железных дорог". Все, кто занимается вообще в России транспортом, они как бы сосредоточились на этом узле.
Что касается московских дорог, то за пятилетку мы их построили около 400 километров. Это почти в 2,5 раза больше, чем в предыдущие пять лет. Более 100 искусственных сооружений: путепроводов, эстакад, тоннелей. Казалось бы, подумаешь, какие-то 400 километров дорог, вот выйти в поле – и там можно тысячами строить. Транспортная стройка в Москве серьезно отличается от любой стройки в другом регионе страны, потому что мы строим в городе, насыщенном инженерными коммуникациями, жилыми домами, промзонами, дорогами, транспортными объектами.
Чтобы построить любой новый объект, даже небольшой, необходимо переложить иногда десятки километров коммуникаций: газопроводов, водопроводов, канализации, электрических сетей и так далее. Это такая ювелирная работа, и в этой работе сопряжены усилия десятков других городских служб. И при всем при этом на городских стройках сегодня работают не посредники, а реальные крупные дорожные компании, которые обладают и инженерными, и рабочими кадрами, и всей необходимой техникой. За счет этого удалось сократить сроки строительства почти в полтора-два раза. Это очень важно с учетом того, что мы строим действительно не в поле, а в городе.
– Если уже мы с вами заговорили о пятилетке, если я правильно понимаю, с 2011 года одним из приоритетов строительной политики города стало возведение объектов социальной инфраструктуры. В самом деле, если мы обратимся к двухтысячным годам, тогда же возводились целые кварталы, где не было ни школ, ни поликлиник, ни детских садов. Сейчас такая ситуация, наверное, уже невозможна. Как вы оцениваете объем строительства объектов социальной инфраструктуры за последние пять лет?– Социальная инфраструктура всегда строилась, может быть, действительно в недостаточных объемах, и мы получили новые микрорайоны, в которых был огромный дефицит и школ, и детских садов. Это действительно так. В основном эти проблемы удалось решить, хотя напряженные точки еще есть.
В целом мы построили около 500 объектов социальной сферы: 250 детских садов и школ, около 70 объектов здравоохранения, объекты культуры, спорта и так далее. Это действительно большая стройка, причем нам удалось вовлечь в нее не только бюджетные ресурсы, но и деньги инвесторов. Сегодня, например, детские дошкольные учреждения на 30–40 процентов возводятся уже за счет средств инвесторов. Это очень важно для того, чтобы обеспечить своевременное комплексное освоение территории, возведение микрорайонов, которые имеют всю инфраструктуру.
Кроме этого, в городе, конечно, появились такие уникальные объекты, как стадион "Спартак", ледовая арена на ЗИЛе, реконструируются "Лужники", начал возводиться новый стадион "Динамо" и так далее. Появляются крупные уникальные объекты мирового уровня.
– Новая Москва, когда она стала Новой Москвой в 2012 году, открыла действительно широкое поле для деятельности девелоперов и строителей. Как вы оцениваете уровень развития Новой Москвы на сегодняшний день, что за это время сделано?– Что касается девелоперов, мы с самого начала проводим политику в Москве, чтобы интересы девелоперов были на втором плане, а на первом плане были интересы города и горожан. Поэтому мы в большей части ликвидировали точечную застройку и перенесли основные объемы либо на промышленные зоны, где можно комплексно осваивать земельные участки, создавать рабочие места и жилье, либо на новую территорию. И уже больше половины всего ввода объектов как раз идет на новой территории и в промзонах. Причем мы не даем строить одно жилье, мы говорим о том, чтобы создавать не только жилые районы, но и рабочие места.
И Новая Москва – пример тому: там уже создано около 80 тысяч новых рабочих мест. То есть это комплексный проект, в котором москвичи получают и жилье, и рабочие места, и транспортную инфраструктуру, которую мы всеми силами подтягиваем, чтобы она не отставала при освоении новых территорий.
– Самое время перейти к теме транспорта. Если мы посмотрим на карту столичного метро, за последние несколько лет появилось больше станций, чем за несколько предыдущих десятилетий. Вы собираетесь поддерживать этот темп строительства в ближайшие годы? И сколько станций в этом году откроется?– В этом году откроется четыре, и всего за последние годы будет 18 станций метро. При этом надо иметь в виду, что у нас в стройке находятся еще около трех десятков станций метро. Это громадная стройка, тяжелая, сложная, сопряженная и со сложными проектными работами, с освобождением земельных участков, с привлечением огромного количества специалистов, которых во многих секторах уже и не осталось в стране. Мы собираем в Москве организации, которые занимаются метростроением, со всей страны и даже из других стран СНГ. Сложная стройка, но мы останавливать ее не собираемся – несмотря на все трудности, она будет продолжена.
– Что касается Малого кольца Московской железной дороги, амбициозный проект. Когда москвичи смогут воспользоваться этим Малым кольцом?– Конечно, огромная стройка идёт, причем не только укладка новых железнодорожных путей, не только прокладка электрических коммуникаций, силовых подстанций, но и перестройка всей транспортной инфраструктуры. Потому что, для того чтобы проложить третий железнодорожный путь, необходимо расширить путепроводы, эстакады, построить новые дорожные развязки и путепроводы, потому что новая железная дорога уже не вписывается в габариты старых путепроводов. Один из таких – на Звенигородке. Всего таких объектов, может быть, попроще, некоторые посложнее, 29 инженерных сооружений. И все необходимо одновременно закончить в этом и начале следующего года.
Я надеюсь, что основные работы будут закончены уже к лету 2016 года, и осенью мы должны запустить уже пассажирское сообщение, которые свяжет не только пригородное железнодорожное сообщение, но будет, по сути дела, вторым пересадочным контуром для многих станций метро.