Фото: m24.ru/Валерия Волошина
Уже шесть лет он работает машинистом на Сокольнической линии. И даже в нерабочее время предпочитает ездить на метро. "Надежно, быстро, да и проезд служебный для сотрудников метрополитена", – улыбаясь, говорит он. Иван Топилин – машинист второго класса. Корреспонденту m24.ru удалось увидеть, как проходит его рабочий день.Смены машинистов метро бывают утренними, вечерними и ночными и колеблются от 5,5 до 8,5 часа в зависимости от ежемесячной нормы. В этом заключается и одна из трудностей профессии.
"Самое сложное для меня – это график работы. К нему невозможно привыкнуть. Потому что он всегда разный. Это утро и вечер, день и ночь. Приходится постоянно подстраиваться под работу", – рассказывает Иван.
Чаще всего смены меняются так: с выходного машинист выходит на вечернюю смену (может одну-две отработать), затем ночная смена, после чего ранние смены, а потом снова выходной.
Есть два места заступления на смену: депо или станция на линии. Сегодня наш герой приступает к работе в депо "Северное".
В течение смены есть строго регламентированные перерывы. В среднем перерыв длится 20–30 минут. "На определенных станциях происходит смена машинистов. После перерыва поезд возвращается на ту же станцию по другому пути, и машинисты снова меняются", – продолжает Иван Топилин.
Но важно, чтобы каждое отправление поезда происходило по графику, который висит в кабине каждого машиниста.
Бывают и различные сбои в расписании, в том числе связанные и с чрезвычайными происшествиями в метро. "О таких ситуациях тоже приходится думать. Но всегда есть какая-то уверенность в себе, что ты со всем справишься", – пояснил он.
Обязательная процедура перед каждой сменой – проход медкомиссии. Здесь измеряют пульс, давление, а также проводят алкотест. Если все в норме, машинист получает маршрутный лист и отправляется на предрейсовый инструктаж.
Главная цель инструктажа – ознакомить машиниста с новыми документами, указаниями, которые появились за время отсутствия машиниста на работе. После прохождения инструктажа машинист обязательно расписывается в маршрутном листе у машиниста-инструктора.
Далее машинист приступает к своим непосредственным обязанностям. "Если это заступление на линию, то он сменяет машиниста и ездит по линии. Если это заступление в депо, то это приемка подвижного состава и выезд из депо", – отметил Иван.
Перед выездом из депо машинист обязательно осматривает все вагоны состава.
Особое место – комната отдыха. Здесь есть все необходимое для того, чтобы машинист мог расслабиться после напряженной работы: небольшая кухня, удобные диваны и кровати, профессиональное массажное кресло, соляная лампа. Здесь чаще всего проводят время машинисты ночной смены. Они работают до закрытия метрополитена. После два-три часа проводят в комнате отдыха. А утром снова выходят на линию, выезжая из депо на первых утренних поездах.
Поскольку машинисту необходимо знать трассу (все ее тонкости, расстановку светофоров и многое другое), он постоянно работает на одной и той же линии. "Но не стоит думать, что моя работа слишком монотонная", – добавляет Иван.
Смены специально делают комбинированными: полсмены машинист работает на своей линии, а после продолжает работу на подменах или маневровую работу (передвижение составов на конечных станциях). Таким образом, ему не приходится ездить восемь часов подряд по одному и тому же маршруту.
Работа машиниста одновременно сложная и интересная, ответственная и загадочная, тяжелая и увлекательная. Теперь вы знаете о ней гораздо больше.
Валерия Волошина