Форма поиска по сайту

Живая ветка: в каких условиях работает машинист метро

Михаил. Фото предоставлено пресс-службой метро

Грохочущие по рельсам колеса, темный тоннель, механическое "Осторожно, двери закрываются". Серая подземная обыденность? Дорога, в которой можно почитать книжку или посидеть в бесплатном Wi-Fi? Нет: работа. Которая иногда может идти не на жизнь, а на смерть.

Сумбурное человеческое, а не электронное "Как можно быстрее производите высадку и посадку" и мельком замеченная у первого вагона фигура с черным портфельчиком. Вот, в общем-то, и все наши "столкновения" с машинистами электропоездов – одними из главных людей метрополитена.

Знакомиться поближе с теми, кто не боится темноты, корреспондент M24.ru отправился в электродепо "Красная Пресня". Здесь мы встретили Дмитрия, который накануне получил третью звезду на погоны (да-да, у машинистов они тоже есть), его ученика Виталия и Михаила, предпочитающего подземелье небу.

По следам сине-белых вагонов

Электродепо сильно напоминает обычный вокзал – впечатление схожести развеивают разве что рабочие в ярко-рыжих жилетах. Длинные платформы, поезда, сообщающие о своем прибытии пронзительным гудком, крыша, сквозь которую просачивается яркий солнечный свет. Так выглядит место, куда отправляется поезд, который "дальше не идет".

Незаметно незаменимые

Пассажиры редко видят машинистов. А потому не всякий обыватель, наверное, задумывался о том, что именно эти специалисты первыми должны реагировать на любые поломки составов и экстремальные ситуации – вроде подтоплений, например. Пожалуй, только смотревший отечественный блокбастер "Метро" вспомнит, чего стоили машинистам те решения, которые они принимали для спасения своих пассажиров.

В экстремальных условиях

Главная "настольная книга" машиниста - свод профинструкций. За любое неточное действие и незначительное отступление от правил можно схлопотать выговор (или что-то еще более серьезное). А чтобы инструкции не забывались, "водители" электропоездов постоянно учатся - для чего в каждом депо работают машинисты-инструкторы, которые регулярно проверяют их навыки и знания. За каждым "закреплены" свои машинисты.

Фото предоставлено пресс-службой метро



Кстати, как раз накануне нашего разговора Дмитрий, "наставник" Виталия, получил на погоны третью звезду – официально стал машинистом-инструктором. Соответствующие обязанности он, впрочем, исполнял уже в течение нескольких месяцев, теперь же получил подтверждение нового звания.

Темные тоннели, яркие огоньки, постоянный поток бесчисленных пассажиров - для машинистов-инструкторов все это позади. К тому же, звание открывает новые карьерные перспективы - можно попробовать стать одним из управленцев депо, например.

От мечты детства до большой зарплаты

Длинные перегоны, которые "простые смертные" видят исключительно из окон вагонов, скорость, чувство управления огромной машиной. И, с другой стороны, вся та вечная суета, которая ассоциируется с метро у каждого, кто хоть раз толкался в час пик на одном из переходов. Находят ли машинисты в своей работе романтику? Некоторые - очень даже.

Есть, впрочем, машинисты, которые любят свою работу больше за высокую зарплату. Дмитрий говорит, что многие его ученики отправились в метро чисто "из материальных соображений". Наверное, отчасти такой выбор логичен - в среднем, машинист получает 90 тысяч рублей в месяц.

Михаил и Виталий. Фото предоставлено пресс-службой метро

Женщинам вход воспрещен

В среде машинистов есть и отслужившие 20-летние ребята, и 40-летние семейные мужья (то ли вспомнившие детские мечты, то ли просто вдруг оставшиеся без работы), и даже лица преклонного возраста. А вот представительниц прекрасного пола на этой должности не ждут.

Запрет брать женщин в машинисты закреплен законодательно, и достаточно давно: еще в 2000 году российское правительство постановило, что такая работа прекрасному полу противопоказана (постановление номер 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин"). Считается, что постоянное нахождение под землей вредит здоровью девушек и женщин и может негативно сказаться на их способности иметь детей.

Раньше, впрочем, слабый пол активно брали в машинисты. И выгонять уже работающих женщин с должности после принятия постановления тоже никто не стал (хотя многие, говорят, ушли сами). Совсем недавно из столичной подземки уволилась последняя женщина-машинист, Наталья Корниенко. Она долгое время трудилась на Сокольнической ветке.

"Отойдите подальше от края платформы"

Машинисты признаются, что один из главных кошмаров "водителя" электропоезда – падение человека на рельсы. Моментально остановить поезд, заметив пассажира, упавшего на рельсы, невозможно.

Лучший из лучших

Пока мы беседовали то с Михаилом, то с Виталием, этап конкурса завершился. Практических заданий было два, в обоих ребятам нужно было справиться со смоделированными неисправностями подвижного состава. Они "звонили" из кабины диспетчерам, возились с инструментами на рельсах, проверяли вагоны.

Михаил. Фото предоставлено пресс-службой метро

За действиями конкурсантов наблюдала комиссия из сотрудников депо, которые записывали неточности, совершенные машинистами при выполнении заданий. Инженер отдела эксплуатации, с блокнотом и ручкой следовавший за ребятами, сказал, что важна была и сама последовательность действий, и соблюдение техники безопасности.

По итогам практики лучшим стал Михаил. Он же, как мы выяснили в день финала конкурса, получил в итоге почетное звание лучшего машиниста года. Наверное, потому, что искренне любит свою работу.

Анна Теплицкая