Форма поиска по сайту

Александр Поляков: "Машинам в столице стало на метр теснее"

Фото: Пресс-служба ЦОДД

За 2014 год площадь дорожного полотна, которую город может выделить на один автомобиль, в Москве уменьшилась на один квадратный метр. Как привлекательность общественного транспорта может решить проблему недостатка дорог, почему в Москве стало модно работать по пути в офис, а автомобиль - уже не показатель успеха и состоятельности, рассказывает замглавы ЦОДД Александр Поляков.

Обеспеченность столичных автомобилей дорожным полотном уменьшилась на один квадратный метр. По подсчетам директора института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина, в начале 2014 года на каждую машину приходилось 28 квадратных метров дороги. В начале 2015 года ЦОДД пересчитал этот показатель, и выяснилось, что он снизился до 27 квадратных метров. Таким образом, темпы строительства новых магистралей не успевают за ростом автомобилизации населения. Машин покупают много, а дороги строятся не быстро.

По количеству квадратных метров на авто Москва отстает от более или менее успешных в транспортном отношении городов. В Париже на одну машину приходится порядка 150 квадратных метров дороги, в Лондоне и Мадриде – около 100. Однако абсолютизировать этот показатель не стоит. В Лос-Анжелесе, например, на одно авто приходится 153 квадратных метра, что не мешает ему регулярно попадать в топ-10 городов с самыми большими пробками.

Сами дороги в Москве, по различным оценкам, занимают от 9 до 11% территории. В Париже или Лондоне они занимают 20-25% площади города. Добавим к этому еще и то, что в 1990-х годах застройка в Москве велась без оглядки на градостроительные и транспортные нормы. Сейчас нам эта политика очень дорого обходится. В Москве практически не осталось земли для новых дорог или расширения существующих. На сегодняшний день мы не можем расширять улично-дорожную сеть без физического сноса зданий. Опыт Детройта, где сносили жилые дома, чтобы построить магистрали, мы повторять не будем. Поэтому одновременно со строительством новых дорог там, где это возможно, в Москве надо повышать привлекательность общественного транспорта.

Чем быстрее, дешевле, удобнее можно будет добраться куда-либо на общественном транспорте, тем больше горожан станут им пользоваться. Это разгрузит дороги от переизбытка личных автомобилей. За последние два года в городе проводится политика приоритета общественного транспорта: выделены полосы для автобусов и троллейбусов, куплен новый подвижной состав, упорядочена парковка в центре.

This browser does not support the video element.

Уже есть и результаты: по данным мониторинга Центра организации дорожного движения, 66% москвичей предпочитают общественный транспорт (два года назад – 58%). В часы пик им пользуются еще больше – 71% горожан. Постепенно, благодаря развитию общественного транспорта, мы смогли изменить архаичное представление о том, что наличие личного авто – это показатель успеха и состоятельности.

Кроме того, многие занятые люди не могут себе позволить четыре часа в сутки (что составляет половину рабочего дня) выполнять функции водителя. Поэтому некоторые из них ездят на работу на такси. Это не прихоть, а необходимость, так как такси дает возможность работать в дороге. По этой же причине часть руководителей ездит на автомобилях с личным водителем. Молодые москвичи сейчас активно передвигаются по городу на метро, где есть Wi-Fi, и в наземном городском пассажирском транспорте: Так они экономят свое время и деньги.

Однако и сейчас в Москве есть горожане, которые придерживаются иной концепции и рассуждают так: "Я вчера попал в пробку, я сегодня в нее попал, и завтра опять в нее попаду". Наверное, у них есть четыре свободных часа каждый день. Никто им этого не запрещает. Только тогда человек не должен жаловаться, что тратит свое время на пробки. Это его осознанный выбор. Но в целом, у москвичей формируется новое мировоззрение: время в дороге надо тратить с пользой.

В то же время, ситуация на дорогах улучшается. Не так быстро как хотелось бы, но все же. Мониторинг загруженности московских улиц, проводимый ЦОДД, показал, что движение на дорогах стало свободнее. Во всемирном рейтинге пробок TomTom Traffic Index Москва переместилась с первого места на четвертое. ​Индекс пробок по итогам 2014 года составил 50%, по сравнению с 66% в 2012 году.