Живописный мост, аэропорт Внуково, двухуровневый Серебряноборский тоннель, мост северного дублера Кутузовского – все эти проекты придуманы в ОАО "Метрогипротранс". Главный архитектор организации Николай Шумаков рассказал m24.ru, когда откроют ЗАГС на Живописном мосту, закончат ремонт фасадов на 13 станциях метро и построят вокзалы высокоскоростной магистрали "Москва-Казань".
− Николай Иванович, вы проектировали новый символ Москвы – Живописный мост с обзорной площадкой и загсом, которые до сих пор не открыты, как говорят, из-за лифтов. Когда все-таки можно будет подняться на мост?
− Живописный мост получился таким уникальным и удивительно красивым, потому что в его проектировании с самого начала активно участвовали архитекторы. Обычно в России мостами занимаются только специалисты, отвечающие за прочность и надежность сооружения, то есть эстетическая составляющая объекта отсутствует полностью.
Что касается лифтов, то два года назад всю технологию смонтировали полностью, но Ростехнадзор не принял лифты загса и процесс остановился надолго. Лифты, которые там есть сейчас, работают, но их запретили эксплуатировать. Иностранная европейская компания сейчас делает новый проект и будет полностью демонтировать старые и устанавливать новые лифты. Она будет срезать пути катания и устанавливать новые кабины. Новые лифты запустят в следующем году, не ранее. Будем ждать.
Мы и раньше проектировали сложные транспортные сооружения – к примеру, первый в России четырехуровневый тоннель на пересечении ТТК и Кутузовского проспекта, первый в России подземный ж/д терминал Внуково, один из крупнейших аэропортов Европы – Внуково, двухуровневый Серебряноборский тоннель. В недалеком прошлом спроектировали автомобильный мост на северном дублере Кутузовского проспекта.
Фото:мост северного дублера Кутузовского проспекта/предоставлено ОАО"Метрогипротранс"
− Когда его построят?
− Проект моста мы для города сделали, он утвержден, но пока неизвестно, будут строить или нет. Я рассчитываю на то, что с началом полноценного строительства дублера Кутузовского проспекта мы вернемся к проекту этого моста.
Фото:мост северного дублера Кутузовского проспекта/предоставлено ОАО"Метрогипротранс"
− Какими проектами институт занимается сейчас?
− На данный момент работаем над документацией по ряду объектов метрополитена, занимаемся вокзалами в составе ТПУ на высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Для реализации этого проекта был создан трехсторонний консорциум: китайская сторона, Мосгипротранс и филиал Метрогипротранса – Нижегородметропроект. Всего на трассе предусмотрено 12 станций: Москва-Курская (ВСМ), Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Дзержинск, Нижний Новгород (аэропорт), Нижний Новгород (ВСМ), Чебоксары, Помары, Казань-2 (ВСМ) с вокзалами пропускной способностью от 150 до 10,5 тысяч человек в час.
Мы проектируем пять вокзалов на станциях Петушки, Дзержинск, Нижний Новгород (аэропорт) и Нижний Новгород (центр), Чебоксары и, скорее всего, будем проектировать Казань.
Вокзалы будут выполнены в космическом стиле. Не будет повторения стиля станций, существующего сейчас. Будут ассоциации только с огромной скоростью нового вида транспорта. Вся архитектура новой высокоскоростной железной дороги проектируется именно так.
Фото: вокзал ВСМ в Чебоксарах/предоставлено ОАО"Метрогипротранс"
Проектами на ТПУ предусмотрены большие площади под бизнес-центры, торговые зоны, гостиницы, включающие офисные и развлекательные площади, а также помещения для проведения различных общественных мероприятий (выставок, презентаций, другого).
Фото:вокзал ВСМ в Дзерджинске/предоставлено ОАО"Метрогипротранс"
Проектируемые транспортно-пересадочные узлы с уникальной архитектурой создают образы современных многофункциональных центров, формирующих безопасную среду, обеспечивающую комфортное, быстрое и эффективное перемещение пассажирских потоков между различными видами транспорта. Проектируемые объекты станут центрами развития общей инфраструктуры районов притяжения ВСМ.
Все станции планируем построить к 2018 году, к чемпионату мира по футболу.
− Реализуете ли вы проекты в метрополитене?
− Мы начали делать проекты реконструкции фасадов станций метро "Воробьевы горы", "Речной вокзал", "Водный стадион", "Орехово", "Алексеевская", "Планерная", "Баррикадная", "Кузнецкий Мост", "Чертановская", "Кожуховская", "Медведково", "Шаболовская" и "Сокол". Мы отнесемся к каждому фасаду очень бережно, реконструкция будет выполнена из полностью идентичных подлинных материалов. Наш институт выполнит не только проект, но и реализацию. Фасады станций закончат ремонтировать ко дню города.
– А как оцениваете реконструкцию подуличных переходов и вестибюлей метро?
– Я очень рад, что город этим занялся. Переходы не трогали порядка 50–80 лет, многие из них сильно обветшали без ухода и морально устарели. Над входами в метро теперь появятся навесы, дизайн и конструкции которых специально разрабатывались в зависимости от того, парковая ли это зона, периферийная застройка или исторический центр. Сейчас в целом наводят порядок там, где этого давно ждут, – снесли киоски у метро, к примеру.
Наконец взялись за ремонт вестибюля "Кузнецкого Моста". Мраморную облицовку внутри вестибюля заменили аналогичным мрамором с сохранением цвета и рисунка по стенам. Проект, скажем, не из простых. Изначально предусматривались частичная замена и "лечение" мраморной облицовки стен, но во время работ было обнаружено, что основание под старым мрамором непрочное, и при попытке замены одной мраморной плиты расположенные рядом плиты рушились. В итоге стены здания восстановили и полностью заменили мраморные плиты на новые.
This browser does not support the video element.
Еще один интересный проект – реставрация станции "Киевская" Филевской линии. Плитка, уложенная на станции почти 80 лет назад, уже требовала замены. При демонтаже плитки, чтобы она не раскололась, снимали ее вместе с толстым слоем штукатурки, а поврежденные образцы бережно восстанавливались. Полы же станции созданы по авторским чертежам и старым фотографиям с полным воссозданием уникального рисунка. Уверен, после реставрации "Киевская" предстанет перед пассажирами в своем изначальном облике, как это было в конце 1930-х годов.
– Какие материалы сейчас используются для реконструкции?
– В вестибюлях и прилегающих к ним переходах станций метро сегодня используются натуральные мрамор и гранит, срок эксплуатации которых при надлежащем уходе составит более 100 лет, а также такие долговечные материалы, как нержавеющая сталь, износостойкий и экологичный керамогранит. Для реконструкции многих станций используются оригинальные отделочные материалы, которые применялись при строительстве станций, за счет чего архитектурный облик вестибюлей и переходов сохранится в их первоначальном виде. Это, например, станции "Римская", "Баррикадная", "Цветной бульвар".