Фото: ИТАР-ТАСС
Контролеры в метро до конца ноября получат 500 ручных терминалов для проверки новых проездных билетов, сообщили M24.ru в ГКУ "Организатор перевозок". Модернизированные устройства также выдадут их коллегам в наземном транспорте. Каждый терминал для проверки "зайцев" обойдется примерно в 45 тысяч рублей.
Чтобы проверить чей-то проездной, к терминалу сначала надо будет приложить карту контролера, которая активизирует устройство, а после этого уже сам билет. Устройство определит номер проездного, срок действия, время активации (для билета "90 минут"), когда пассажир последний раз проходил по нему через турникет и сколько вообще поездок использовал. Терминал также зафиксирует дату и время проверки билета. "Всю информацию с терминала можно будет распечатать или передать по GPRS во внешнюю систему", - отметили в ГКУ "Организатор перевозок".
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков напомнил, что сейчас у контролеров в метро нет устройств для проверки билетов. "Контролеры следят за тем, чтобы пассажиры не проходили по чужой социальной карте. Когда кто-то прикладывает социальную карту, на турникете загорается специальный сигнал. Контролер просит пассажира показать карту и проверяет, действительно ли она ему принадлежит", - пояснил эксперт.
Напомним, на турникетах в метро сейчас стоит программное обеспечение, которое за доли секунды обновляет стоп-лист поддельных билетов, а также потерянных социальных карт, и сигнализирует об этом контролерам. Стоп-лист способен вместить данные о 5 млн карт.
Аналитик экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев полагает, что ручные устройства проверки "зайцев" контролерам в метро не помешают. Безбилетники и пассажиры с чужими социальными картами часто предъявляют им просроченные "единые", для проверки которых нужно задействовать дежурных сотрудников метрополитена и стационарные терминалы. "Имея мобильное устройство, контролер оперативно сможет увидеть, когда была совершена последняя поездка: только что или, например, неделю назад", - рассуждает Чекмарев.
По словам представителя Probok.net, сейчас в метро и в наземном транспорте работает около 1,5 тысяч контролеров, а еще осенью прошлого года их было 190. Терминалы для контроля проездных есть не у всех проверяющих, которые работают в автобусах, троллейбусах и трамваях: иногда достаточно просто показать билет, а контролеры хоть и не видят даты активации, но доверяют пассажирам. "Детальная информация, которую будет выдавать терминал при проверке билетов, также поможет составить статистику по пассажиропотоку. Скорее всего, данные будут передаваться во внутренние базы транспортников", - считает Чекмарев.
В целом за шесть месяцев 2013 года контролеры общественного транспорта в Москве
выписали штрафы около 75 тыс. нарушителей Штраф за безбилетный проезд составляет 1 тысячу рублей, за проезд по социальной карте - 2,5 тысячи рублей. В случае если пассажир отказывается платить на месте, контролеры вызывают полицию. Нарушителя доставляют в отделение, устанавливают его личность и оформляют штраф. Безбилетник должен оплатить его в течение 30 дней, в противном случае ему грозит штраф вдвое больше, либо арест на срок до 15 суток.
Напомним, контролеры в метро появились в декабре 2012 года. Эксперимент начался с 15 станций, в числе которых, например, была "Комсомольская". В марте власти заявили, что "пилот" оказался удачным: число "зайцев" резко сократилось, на некоторых станциях их стало меньше на 15%. В итоге было решено, что контролеры появятся на всех станциях "подземки".
Напомним, в этом году в Москве заработала
новая система билетов на общественный транспорт. "Единый" проездной на метро действует теперь и на наземном транспорте. Также появился билет "90 минут", по которому можно совершить одну поездку на метро и неограниченное число пересадок на наземном транспорте в течение 1,5 часов. Пассажиры могут приобрести электронную пополняемую карту "Тройка". В будущем с помощью "Тройки" можно будет
оплачивать парковку, проезд в электричке и "Аэроэкспрессе".
София Сарджвеладзе