Фото: ИТАР-ТАСС
Московское метро по праву считается одним из самых красивых в мире. Почти каждая станция подземки – уникальна, а вместе они создают неповторимый ансамбль, который с каждым годом пополняется все новыми платформами. Так, к 2020 году в городе откроют еще более 70 станций метрополитена.
О том, как создается дизайн станций, какие материалы при этом используются и почему свет под землей важнее всего остального M24.ru рассказал член Союза архитекторов России, главный архитектор мастерской № 15 ОАО "Мосинжпроект" (управляющая компания по реализации программы "Метро-2020") Александр Вигдоров.- Александр Львович, с чего начинается работа по оформлению станции метро?- Для начала выбирается место под строительство новой станции. После этого приступают к планировочным решениям: определяют пассажиропоток для организации входа и выхода, касс, отделения полиции и т.п.
Односводчатая станция. "Алма-Атинская". Фото: stroi.mos.ru
В дизайне станции мы, в первую очередь, отталкиваемся от ее конструкции. Последние годы часто строили односводчатые станции (к примеру, станция метрополитена "Алма-Атинская" - M24.ru).
Они нравятся москвичам и хорошо выглядят при использовании индивидуальных опалубок, пластики свода. На сегодняшний день большинство строящихся станций – колонные. В свою очередь, они подразделяются на двухпролетные (с колоннами посредине) и трехпролетные (два ряда колонн).
Двухпролетная станция. Дизайн-проект станции метро "Котельники". Фото: stroi.mos.ru
Кроме того, станции мы делаем высокими - порядка 6 метров, чтобы станция "дышала" и колонны смотрелись красиво. Для сравнения, высота традиционных станций составляет 4 метра.
После того, как заложены основные параметры будущей станции – ее высота, ширина платформы и другие, - начинается непосредственная работа над дизайном имеющегося пространства. В 60-70-е годы станции были однотипные. Причиной тому была сборная конструкция самих станций. Хотя мы, все равно, пытались как-то обыграть название станции, придумать необычные цветовые решения.
Трехпролетная станция. Дизайн-проект станции "Спартак". Фото: stroi.mos.ru
Со временем стало понятно, как не меняй цвет колонн и надписи на стене, все-таки огромное пространство сборного ребристого потолка давлеет над всем, определяет пространство, и только изменив что-то можно создавать уникальные проекты. Поэтому сейчас основная тема решения пространства станций и вестибюлей - это потолки. Остальные элементы лишь поддерживают общую идею.
- Какие существуют этапы разработки дизайна станции метрополитена? На что обращают внимание дизайнеры?- Прежде всего, сопоставляется история района, в котором будет расположена будущая станция с его нынешним состоянием. Недавно обсуждалось дизайнерское решение будущей станции Кожуховской линии метрополитена "Лефортово". В этом районе расположен Лефортовский дворец, парк, много старинных уникальных зданий. Несмотря на то, что в основе стиля станции – современное оформление, мы добавили исторические элементы – люстры под старину, ажурные парковые лавочки.
Кроме того, в создании дизайна учитываются и другие станции, находящиеся на той или иной ветке метрополитена. Станции на одной линии должны создавать ансамбль, перекликаться между собой. Конечно, все станции должны быть уникальными, но в одном ключе.
Дизайн-проект станции Кожуховской линии метрополитена "Лефортово". Фото предоставлено пресс-службой "Мосинжпроекта"
- Какие новые технологии используются при создании дизайнерского решения будущей станции?- В последние годы в проектировании появилась новое направление – параметрическая архитектура. Компьютерная программа из случайных геометрических фигур формирует узор будущей станции. Компьютер предлагает несколько вариантов, а дизайнер выбирает наиболее подходящий и корректирует его. К примеру, благодаря этой программе на станции "Некрасовка" запроектирована своеобразная серебристая волна, созданная из многогранников. Таким образом, происходит отсылка к теме горного ручья, чистой журчащей воды, что очень символично, ведь совсем недавно в этом районе были поля орошения.
Дизайн-проект станции Кожуховской линии метро "Некрасовка". Фото: stroi.mos.ru
- Сколько времени уходит на создание проекта?- Программа развития метрополитена обширная и мы стараемся в кратчайшие сроки подготовить проект и пустить его в работу. Однако этот процесс творческий: идея может родиться быстро, а может создаваться долго, дорабатываться, меняться.
- Какие материалы используются при строительстве станций?- В первую очередь, натуральный камень, этот материал сегодня нельзя заменить ничем. Напольное покрытие – это всегда гранит, альтернативы ему нет. Для стен и потолков мы выбираем подвесные конструкции – сотовые либо композитные панели. Раньше приобретали их в Голландии и Германии, сейчас их производство на достойном уровне организовано и в России. Также часто используем металлокерамику. Вообще мы стараемся использовать все материалы, которые представлены на рынке – это помогает разнообразить станции.
- На стадии, когда уже непосредственно приступили к оформлению станции, могут вноситься какие-то коррективы?- Только по минимуму. Все тщательно продумывается заранее, тем более, сейчас компьютерные программы позволяют рассчитать все, вплоть до угла тени. В компьютере строятся трехмерные модели будущего интерьера.
Впрочем, компьютер не может полностью заменить человека. Так у нас получилось на станции "Алтуфьево": обилие белого цвета смотрелось в программе органично, но когда мы приехали туда по завершению строительства, станция нас просто ослепила, как в снег в Гималаях. Однако через месяц эксплуатации станция потемнела и сейчас ее можно увидеть такой, какой ее и задумывали авторы.
Станция "Алтуфьево". Фото: Alex Rave
Беседовала Мария Солтыс