Фото: ИТАР-ТАСС
Ни введение турникетов в наземном транспорте, ни установка заграждений на железнодорожных платформах не оказывают существенного влияния на поведение пассажиров общественного транспорта: "зайцами" ездят
около трети москвичей. С 1 июля 2011 года по 19 мая 2013 года они заплатили почти 206 миллионов рублей штрафов, но, кажется, менять подход к оплате проезда не собираются. Кто-то надеется сэкономить, кто-то выказывает протест "государственной машине", а кто-то получает заряд энергии от "экстремальной езды". В редакции M24.ru решили выяснить, что грозит столичным безбилетникам, какие права есть у контролеров и как отличить настоящего проверяющего от шарлатана.
Если у москвича нет денег или желания купить билет, но достаточно проворства для преодоления препятствий на входе в транспорт, ему остается уповать на отсутствие контролеров. Встреча с ними в городском транспорте – наземном и подземном – обернется штрафом в тысячу рублей.
Контролер выпишет специальную квитанцию на оплату, которую можно совершить в течение 30 дней в обычном отделении банка либо в интернет-банке. Потерять квитанцию не страшно: на сайте
ГКУ "Организатор перевозок" в любой момент можно скачать новый бланк.
Кстати, столько же – тысячу рублей – придется отдать за неоплаченный багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте превышает 120 сантиметров или длина которого свыше 150 сантиметров. Проезд по чужой социальной или льготной карте обойдется москвичам дороже – в 2 500 рублей. При этом карта изымается.
А вот штраф для безбилетников пригородных поездов пока составляет всего 100 рублей. На деле вместо штрафа контролеры электричек просят пассажира оплатить стоимость билета и комиссионный сбор за его оформление.
Фото: ИТАР-ТАСС
Попавшись в руки контролера, пассажир должен обратить внимание на его поведение и внешний вид. Контролеры в салонах автобусов и троллейбусов Мосгортранса должны проходить в салон через переднюю дверь, зарегистрировавшись с помощью бесконтактной карты, и по первому требованию пассажира предъявить служебное удостоверение и назвать фамилию. Не стоит стесняться спрашивать удостоверение: в общественном транспорте нередко встречаются мошенники.
Удостоверение сотрудника Мосгортранса должно быть выполнено в синих тонах и иметь дополнительную степень защиты. Фон титульной и обратной стороны документа содержит наклонную надпись "ГУП "Мосгортранс" мелким шрифтом. На обратной стороне в строке "Филиал" вносится информация о принадлежности контролера к автобусному, троллейбусному парку или трамвайному депо. В нем обязательно должна быть вклеена фотография работника.
Если контролер в общественном транспорте просит оплатить штраф на месте, можно смело звонить в компанию, именем которой он представился. Скорее всего, это мошенник, который решил подзаработать незаконным путем. Проверяющие имеют право выписывать квитанции, но не требовать денег на месте. Исключение составляют разъездные билетные кассиры в электричках, которые могут продавать билеты и взимать сборы.
На форме контролеров ГКУ "Организатор перевозок" обязательно должна быть нашивка-шеврон с изображением герба Москвы и надписями – "Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок" и "Контроль на транспорте". Каждый контролер ГКУ должен иметь при себе специальный номерной жетон и удостоверение контролера ГКУ "Организатор перевозок" со специальным вкладышем.
Фото: ИТАР-ТАСС
Разъездные билетные кассиры в электричках должны носить форменную одежду, иметь визитную карточку, служебное удостоверение, бланки строгой отчетности, контрольно-кассовую технику и разменный денежный фонд.
Согласно закону, любой пассажир обязан оплачивать проезд в общественном транспорте и иметь при себе документ, подтверждающий право на льготный или бесплатный проезд. Если ни документа, ни билета нет, а оплатить транспортные услуги нет возможности, пассажир обязан покинуть салон трамвая, автобуса или троллейбуса на ближайшей остановке.
Пассажир не может провозить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие, едкие и зловонные вещества, а также огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки. Сумма измерений ручной клади не может превышать 180 см, а длина - 190 см, исключение составляют лыжи в чехле. Кроме того, к провозу запрещены предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, и животные, превышающие размеры ручной клади.
В метро также запрещается проводить велосипеды (кроме складных), ходить босиком, осуществлять кино- и видеосъемку без специального разрешения.
При этом любой пассажир может взять бесплатно детскую коляску, санки и лыжи в чехле, музыкальный инструмент в футляре, животных в намордниках на коротком поводке и птиц в клетке, не превышающей размеров ручной клади. За другие разрешенные к провозу предметы придется платить, как за билет.
Ирина Бурмистрова