Фото: m24.ru/ Александр Авилов
В московском метро началось внедрение японской системы организации рабочего пространства 5S, рассказал m24.ru начальник электродепо "Выхино" Денис Литвинов. Он подчеркнул, что новая система станет частью программы бережливого производства, которая значительно повысит надежность ремонтируемых узлов. Это, в свою очередь, позволит сократить количество поломок и повысить уровень безопасности пассажиров. Ожидается, что до 2017 года система 5S будет внедрена в ремонтных и эксплуатационных подразделениях всех электродепо метрополитена.
Внедрение системы 5S началось с электродепо "Черкизово". Ремонтные цехи были разделена на зоны, каждая из которых получила специальную цветовую маркировку, пояснил Литвинов. "Визуализация – один из важнейших методов в этой системе. Работник должен сразу видеть, где хранятся те или иные инструменты, где лежат готовые запчасти, а куда нужно отнести поломанную деталь. Красная зона – для брака, в желтой зоне происходят ремонтные работы, а в зеленой лежат запчасти, которые можно устанавливать на подвижной состав", - пояснил он.
По словам Литвинова, такой подход не только сокращает время, необходимое на ремонт деталей, но также значительно повышает безопасность труда. "Все инструменты пронумерованы, все стенды подписаны. Все находится строго на своих местах, на полу ничего не валяется. Мы сделали нескользкий пол, расширили проходы и исключили опасные углы. Теперь по цеху можно передвигаться спокойно", - отметил он.
Пилотный проект по внедрению новых принципов работы уже дал результаты. За 2015 год бригадам экспериментальных цехов в депо "Выхино" и "Черкизово" удалось увеличить межремонтный пробег на 250 тысяч километров. Это значит, вагоны и поезда реже ломаются, а кроме того, вероятность аварии подвижного состава на линии становится ниже. Помимо этого, ремонтники вдвое сократили время нахождения детали в ремонте.
Доцент Московского государственного машиностроительного университета Анатолий Круташов считает, что модернизация рабочего процесса в ремонтном цехе снизит вероятность ошибок, которые могут привести к аварии в метро.
"Порядок должен быть во всем. Как у хорошей хозяйки чистые тарелки стоят отдельно от грязных, так и в цехе у всего должно быть свое место. Если все свалено на одном верстаке, рабочий может перепутать детали и поставить поломанную вместо исправной. Если же все четко разделено по зонам, вероятность такой ошибки сходит на нет", - подчеркнул он.
Также, по мнению Круташова, при внедрении системы бережливого производства удастся значительно снизить издержки, и, как следствие, повысить ресурс механизмов. Тогда ремонт будет требоваться реже, а надежность заметно возрастет. Соответственно, повысится уровень безопасности пассажиров, полагает ученый.
Порядок важен, но при этом никакая система не даст стопроцентной защиты от "человеческого фактора", уверен независимый транспортный эксперт Алексей Безбородов.
"На производстве всегда может найтись "слабое звено", человек, который сделает что-то не по инструкции. Система 5S широко внедрена во всех крупных концернах, и при этом они тысячами и даже миллионами отзывают автомобили из-за бракованных деталей", - подчеркнул он.
По словам Безбородова, система 5S ничего не дополняет по сути, но она меняет отношение рабочих к труду. "Сегодня ремонт подвижного состава метро оценивается по критериям железнодорожного транспорта, а они достаточно жесткие", - заключил эксперт.
Ранее сообщалось, что на станциях метро "Румянцево" и "Саларьево" будет установлена система тушения пожара
"водяным туманом". С огнем, если он возникнет, будут бороться при помощи тонко распыленной воды.