Фото: ИТАР-ТАСС
Оператор Wi-Fi в метрополитене ЗАО "МаксимаТелеком" изменила схему подключения линий к бесплатному интернету, рассказала официальный представитель оператора Екатерина Виноградова. Если изначально планировалось подключать по одной-две "ветке" в месяц, то теперь Wi-Fi будет появляться на четырех линиях одновременно. В связи с этими изменились графики введения бесплатного беспроводного интернета в подземке.
Теперь предполагается, что Wi-Fi на Люблинско-Дмитровской, Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской появится во втором или третьем квартале этого года, то есть, самое позднее, до конца сентября. В третьем квартале беспроводную сеть начнут оборудовать на оставшихся "ветках": Филевской, Серпуховско-Тимирязевской, Арбатско-Покровской и Бутовской. Работы завершатся до конца года. Сейчас, напомним, Wi-Fi работает на Кольцевой, Каховской, Калининской и Сокольнической линиях. На последней беспроводной интернет запустили
в середине марта.
"Оператору проще оснастить оборудованием три-четыре линии сразу, чем по одной в месяц. Компания оптимизирует производственный процесс: закупает оборудование сразу на несколько линий и производит монтаж", - заявил начальник отдела рельсовых видов транспорта департамента транспорта Москвы Владимир Титов.
Сетевое оборудование устанавливается на большинстве станций метро в специальных служебных помещениях, а передатчики с антеннами - в головном и хвостовом вагонах поезда.
"Компания "МаксимаТелеком" инвестирует в проект порядка 1,8 млрд рублей. Срок окупаемости за счет размещаемой рекламы – 7 лет", - отметила Екатерина Виноградова.
Ранее предполагалось, что в апреле Wi-Fi появится на Арбатско-Покровской и Замоскворецкой линиях, в июне - на Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской, в августе - на Филевской, в сентябре - на Серпуховско-Тимирязевской, Люблинско-Дмитровской и Бутовской линиях.
Директор некоммерческого партнерства "Информационная культура" Иван Бегтин полагает, что принцип оснащения линий метро беспроводной сетью – по одной линии каждый месяц или по несколько сразу – не должен сказаться на качестве работ, это чисто технический момент.
При этом эксперт усомнился в окупаемости проекта. "Пользователи, подключившись к Wi-Fi, сразу уходят со стартовой страницы, где размещается реклама. Стоит отметить, что запуск Wi-Fi на всех линиях метро позволит получить карту передвижения пассажиров. Эти персональные данные не должны оказаться в продаже", – отметил Бегтин.
Управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анкилов считает заявленные сроки оборудования метрополитена сетью Wi-Fi вполне реалистичными. "Это не очень сложный проект, который не требует больших временных затрат", – отметил Анкилов.
Вместе с тем эксперт добавил, что пока Wi-Fi в метро работает с перебоями, потому что плохо организован канала передачи сигнала от роутера к внешним устройствам.
Эксперт организации "Город и транспорт" Александр Морозов считает, что Wi-Fi должен повысить привлекательность общественного транспорта. Основными пользователями сети будут молодые люди, которые постоянно сидят в социальных сетях. "Поездка в тоннеле метро не очень привлекательна по сравнению с автомобилем. Однако интернет позволит пассажирам все время быть на связи, свободно общаться через социальные сети. Это может побудит часть москвичей отказаться от поездки за рулем в пользу метро", – отметил Морозов.
Ранее заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов говорил, что бесплатным Wi-Fi на первых четырех подключенных линиях ежедневно пользуются
250 тысяч пассажиров метро. После того, как сервис будет запущен на всех "ветках", число пользователей возрастет до 2,5-3 млн. Напомним, что Wi-Fi постепенно появляется и в наземном транспорте. Сейчас в интернет могут зайти пассажиры троллейбуса № "Бк", трамвая №3 и автобуса-экспресса №902. Беспроводной сетью уже воспользовались
более 100 тысяч человек. С началом навигационного сезона Wi-Fi
появился на 20 речных трамваях.
Напомним, московский метрополитен впервые объявил аукцион на создание Wi-Fi в декабре 2012 года. Он был признан
несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки. Операторам не понравились условия будущего контракта: метрополитен требовал организовать не только беспроводной интернет для пассажиров, но и технологическую сеть для служебных целей подземки стоимостью 1,3 млрд рублей. Предлагаемую скидку на аренду помещений участники рынка посчитали слишком низкой. В июне 2013 года метрополитен объявил
новый конкурс. Условия аукциона изменились с учетом пожеланий потенциальных участников: скидка на арендную плату выросла почти в 40 раз, операторы должны будут заниматься только Wi-Fi для пассажиров. Однако "большая тройка" все равно посчитала условия экономически нецелесообразными. В итоге контракт был подписан с единственным подавшим заявку на тендер ЗАО "МаксимаТелеком", принадлежащим бывшему президенту "Ситроникса" Сергею Асланяну.
София Сарджвеладзе, Марина Курганская