Фото: ИТАР-ТАСС
Эскалаторы на старых станциях столичной подземки хотят оборудовать устройствами, позволяющими инвалидам-колясочникам "пристегнуться" к ступенькам и поехать вверх или вниз. Об этом M24.ru рассказал и.о. руководителя департамента строительства столицы Андрей Бочкарев.
По его словам, большинство старых станций невозможно оборудовать лифтами для маломобильных граждан, однако решать эту проблему необходимо. В Московском метрополитене разрабатывают технологию, позволяющую оборудовать эскалаторы таким образом, чтобы человек смог "прицепить" коляску к ступенькам, подняться к вестибюлю (или, наоборот, спуститься на платформу), "отцепиться" и поехать дальше. "Это будет новейшая разработка. Нигде в мире такого нет. Специалисты метрополитена сейчас занимаются этим вопросом", - пояснил Бочкарев, не уточнив технические подробности.
Четыре года назад власти Москвы официально объявили, что все новые станции метро в обязательном порядке будут оборудовать лифтами для инвалидов. Специальные подъемники уже функционируют на
не так давно открывшихся "Алма-Атинской", "Новокосино", "Шипиловской", "Братеево", "Зябликово", "Пятницком шоссе". Лифты также оборудованы на станциях "Славянский Бульвар", "Кунцевская", "Строгино", "Митино", участке "Старокачаловская улица" - "Бунинская аллея", "Маяковская". Подъемники должны появиться на всех 30 станциях, которые
планируется открыть в метро до конца 2015 года. Однако большинство старых станций лифтами не оборудованы, и инвалид, спустившийся в метро на станции "Алма-Атинская", не сможет подняться наверх на "Театральной".
Официальный представитель Московского метрополитена Павел Сухарников сообщил M24.ru, что специалисты "подземки" действительно предпринимают попытки решить вопрос о перемещении инвалидов по эскалаторам, но никаких конкретных решений пока не принято.
Производители и поставщики эскалаторов говорят, что подобная технология пока действительно отсутствует. "Эскалатор движется с высокой скоростью, прикрепление к ступенькам коляски требует времени. Это может затруднить проход остальных пассажиров", - говорит председатель совета директоров ОАО "ТрансМашГрупп" Денис Григорьев.
Между тем Иннокентий Федосеенко, Гендиректор компании Albinno, поставляющей лифты и эскалаторы, полагает, что "прицепить" инвалидов к эскалаторам все-таки можно. "В инвалидной коляске на уровне спинки должны быть два металлических стержня, а на всех ступеньках метро два небольших отверстия. Заезжая на первые три горизонтальные ступени, колясочник нажатием кнопки опускает стержни в отверстия, они закрепляются с помощью фиксаторов, и коляска держится на ступеньке. В конце эскалатора стержни вынимаются, и человек едет дальше", - говорит Федосеенко. Однако такая технология не может использоваться в часы пик, поскольку, чтобы зафиксировать положение и затем отстегнуться, инвалиду придется на время останавливать движение ступенек. Для этого эскалатор в начале должен быть оборудован кнопкой "стоп", а в конце – специальными датчиками, которые будут фиксировать приближение ступеньки, на которой зафиксированы стержни.
"Есть еще вариант, чтобы каждые три ступени эскалатора находились на одном уровне. Но тогда надо менять всю конструкцию", - рассуждает Федосеенко.
Помощник президента Союза инвалидов России Марат Шейхадинов говорит, что существующие в метро лифты для колясочников работают нормально, но информации о них очень мало, и маломобильные москвичи зачастую не знают, что могут воспользоваться ими без посторонней помощи. "Что касается эскалаторов, мы предлагаем установить на станциях переносные подъемники для инвалидов", - сказал он. Это устройство с "гусеничными" колесами, которое нужно подставить под коляску и закрепить на ней. Подъемник позволяет приподнять коляску, чтобы ее колеса не мешали передвигаться по лестнице. Впрочем, для того, чтобы использовать мобильный подъемник, инвалиду нужна помощь другого человека. Стоит такое устройство от 170 тысяч рублей.
В питерском ЗАО "Латрэс" - поставщик эскалаторов для зданий - поддерживают идею Союза инвалидов по поводу мобильных подъемников для эскалаторов на старых станциях. Более сложным техническим решениям мешает наклон, скатывающая сила и небольшая ширина ступенек, отметили в компании.
София Сарджвеладзе