О судьбе старых поездов метро, интеллектуальных системах безопасности пассажиров, влиянии МЦК на загруженность станций и новых перехватывающих парковках m24.ru рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Гамид Булатов.
– Гамид Баширович, расскажите, как планируется развивать ТПУ на МЦК?
– Программа развития транспортно-пересадочных узлов МЦК рассчитана до 2025 года и состоит из нескольких этапов. Сейчас на Московском центральном кольце работает 31 транспортно-пересадочный узел – 26 из них были открыты с момента запуска, еще пять в течение последующих двух месяцев. Они полностью интегрированы в сеть наземного транспорта. Кроме того, у 14 ТПУ есть пересадки на метро. Сейчас для пассажиров также доступны шесть пересадок на МЦК со станций пригородных электричек. Это то, что мы ввели в рамках первого этапа.
На втором этапе, в 2018-2020 году, запланирована интеграция МЦК с еще четырьмя железнодорожными направлениями, а также с новыми станциями метрополитена. Третий этап – это развитие прилегающих к ТПУ МЦК территорий. Ранее заброшенные промышленные зоны преобразятся. Здесь будут построены деловые и торговые центры, отели, жилые дома.
Добавлю, что благодаря развитию транспортной инфраструктуры доступность многих районов уже сейчас значительно улучшилась. Мы продолжим создавать удобные транспортно–пересадочные узлы, где пассажиры могут пользоваться бесплатным Wi–Fi, заряжать свои мобильные телефоны и другие гаджеты. Там будут установлены банкоматы и вендинговые аппараты, зеркала и удобные скамейки. Мэр поставил нам задачу, чтобы максимальное количество транспортно-пересадочных узлов было построено по принципу "сухие ноги".
This browser does not support the video element.
– Иными словами, это пересадка в едином пространстве?
– Да, это очень удобно для пассажиров, поскольку им не нужно будет выходить на улицу. В качестве примера приведу ТПУ "Кутузовская". С запуска МЦК, только южный вестибюль станции МЦК был связан с метро теплым переходом. Теперь у пассажиров появилась возможность воспользоваться такой же удобной пересадкой и с северного вестибюля метро, который был открыт 10 июля. По нашим расчетам, в рабочий день пассажиры будут совершать здесь более 70 тысяч пересадок.
Сейчас на Московском центральном кольце есть пять прямых пересадок в теплом контуре, где пассажиры совершают переходы со станций метро на МЦК, не выходя в город: Локомотив, Площадь Гагарина, Кутузовская, Деловой центр, Владыкино. Но уже в ближайшие годы их количество будет увеличиваться.
До 2018 года еще три ТПУ: Шелепиха, Хорошево и Окружная будут интегрированы с метро благодаря строительству новых станций. Причем пересадка на Окружной и Шелепихе также будет осуществляться в "теплом контуре". До 2020 года будет построен один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов на МЦК – Нижегородская. Там можно будет пересесть с МЦК на станцию метро и на пригородную электричку.
– После запуска новых поездов на Таганско-Краснопресненской линии какая судьба ждет старые? Утилизируют, отправят на консервацию или выпустят на другие ветки?
– С 2010 по 2016 годы Московский метрополитен закупил более 1600 новых вагонов – это больше чем Лондонский и Нью-Йоркский метрополитены вместе взятые. Это масштабная программа обновления подвижного состава метрополитена, которую реализует правительство Москвы. И еще столько же вагонов будет закуплено в 2017-2020 годах. Сейчас же в метро новых вагонов – около 40 процентов от общего количества.
Ведутся поставки поездов принципиально нового поколения "Москва" 765-ой серии на Таганско-Краснопресненскую линию, самую загруженную в столичном метро. В депо "Выхино", которое ее обслуживает, уже пришли 15 новых поездов из 33. Остальные поступят до конца этого года.
Большинство поездов, ходивших на Таганско-Краснопресненской линии – это практически выработавшие свой срок службы морально устаревшие, но надежные составы из вагонов типа Еж, поступившие в метро еще в 1970-х гг. Такие поезда будут отправлены под списание. Составы нового поколения 765 серии – это новые поезда с хорошим шумоподавлением, системами кондиционирования, цифровыми информационными табло и удобными сидениями.
– Как отразился запуск МЦК на пассажиропотоке в метро, на каких линиях и насколько снизилась нагрузка? Какие еще линии планируете разгрузить с помощью МЦК и каким образом?
– Ежедневно МЦК используют более 370 тысяч пассажиров, из которых большая часть, более 60 процентов, пересаживаются на кольцо со станций метро. Благодаря МЦК разгрузились все загруженные линии метро. Это, например, Кольцевая – на 15 процентов, Сокольническая – на 20 процентов, Люблинская – на 14 процентов, Филевская – на 12 процентов. В среднем разгрузка по другим линиям составила от 10 до 15 процентов. Кроме того, МЦК уменьшает время в пути для пассажиров Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской, Калининской линий. По нашим расчетам, да и по отзывам пассажиров, горожане в среднем экономят в пути от 9 до 16 минут.
Более того, жители шести районов Москвы, в которых с запуском МЦК появились станции метро в шаговой доступности, получили возможность чаще пользоваться железнодорожной магистралью. Это районы Коптево, Хорошево-Мневники, Котловка, Нижегородский, Бескудниковский и Метрогородок.
– И сколько вы ждёте пассажиров за первый год работы МЦК?
По нашим подсчетам, в 2017 году МЦК воспользуются порядка 100 млн пассажиров. При этом большая часть из них совершает пересадку на другой вид городского транспорта.
This browser does not support the video element.
– В прошлом году на Кольцевой линии по субботам ввели график рабочего дня. Планируется ли вводить график рабочего дня по воскресеньям на Кольцевой линии? На каких линиях в выходные увеличат парность поездов?
– Да, в 2016 году на Кольцевой линии поезда по субботам перевозили пассажиров по графику будних дней. В настоящее время специальный график движения поездов на Кольцевой линии вводится только в дни проведения технологических окон, по воскресеньям, когда нагрузка на неё возрастает в связи с закрытием центральных участков линий. При этом мы продолжаем пересматривать и оптимизировать графики движения поездов с сохранением максимальной частоты движения не только в пиковые часы, но и в дневное и вечернее время на всех линиях метро.
– Для чего нужен подобный пересмотр?
В часы пик на самых напряжённых линиях московского метро составы следуют с минимально возможными интервалами – 90 секунд. Этот показатель интенсивности движения – абсолютный рекорд среди ведущих метрополитенов мира. Такой график помогает разгружать метрополитен.
Мы ищем решения, как повысить комфорт поездок. В том числе важную роль в этом играет ввод новых станций и участков линий. Жителям Москвы и гостям города сейчас доступны 206 станций и 15 линий метрополитена, две из которых в ближайшем будущем будут соединены. За пять лет в Москве открыто 24 новые станции.
Всё это даёт результат. С 2010 года наполняемость вагонов заметно сократилась, и теперь загрузка не превышает нормативный показатель 4,5 человека на квадратный метр. Снижения пассажиропотока на некоторых станциях столичного метрополитена удалось достичь также благодаря запуску движения на МЦК.
– До 2019 года планировалось заменить более 300 вентиляторов в метро. Как продвигается эта работа?
– С 2004 года мы ведем программу модернизации системы вентиляции Московского метрополитена – уже обновлено 457 агрегатов на 240 вентиляционных шахтах. С 2017 по 2020 годы в метрополитене модернизацию пройдут еще 231 агрегат на 125 шахтах. Благодаря этому приток воздуха в тоннели увеличился на треть.
Замене подлежат агрегаты, срок службы которых составил 50 лет. Новые вентиляторы отличаются повышенной производительностью, обеспечивая на 30 процентов больше притока воздуха в тоннели. Планомерное обновление системы тоннельной вентиляции обеспечивает пассажирам метро комфортное пребывание на станциях.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Что еще делается в метро для поддержания комфортной температуры на станциях и в поездах в летний период?
– На 117 станциях при высокой температуре воздуха в городе двери вестибюлей остаются открытыми в часы работы метро. Благодаря этому улучшается вентиляция станций, где отмечается повышенная температура, а пребывание пассажиров в метро становится комфортнее. В наиболее жаркие дни мы будем оставлять двери открытыми круглосуточно, для этого будет организовано дежурство работников полиции при входе на станции. Это позволяет снизить показатели термометра, в среднем, на 3-4 градуса. В периоды понижения наружной температуры двери вестибюлей работают в обычном режиме.
– У вас есть практика раздачи воды в жаркие дни. Как вы узнаете, что её пора раздавать?
Мы контролируем температуру воздуха в онлайн-режиме. Для этого на 147 станциях разместили специальные датчики, которые передают почасовую сводку дежурным. Если температура превышает норму (28 градусов по Цельсию – m24.ru) и сохраняется на этой отметке более 1,5 часов, наши сотрудники раздают пассажирам метро и МЦК бутилированную воду. Так, уже в этом августе с приходом жаркой погоды раздача воды была организована на ряде станций МЦК: Дубровке, Андроновке, Автозаводской и других. На подземных станциях метрополитена превышения температуры зафиксировано не было.
Комфортная температура поддерживается и в подвижном составе. В настоящее время почти 1700 поездов оборудованы современными системами кондиционирования. Службой подвижного состава постоянно ведутся проверки работы систем кондиционирования воздуха в салонах поездов.
– Как продвигается строительство перехватывающих парковок у станций метро и МЦК? Сколько дополнительных машино-мест в этом году? Где еще планируете строить перехватывающие парковки?
– Сейчас в Москве 27 перехватывающих парковок метрополитена. Они рассчитаны на 5240 машино-мест. В среднем, с учётом выходных дней, заполняемость таких парковок составляет 86 процентов, в будние дни – до 100 процентов. Летом планируется открытие еще четырех парковок, рассчитанных на 540 машино-мест вблизи станций "Зябликово", "Пятницкое шоссе", "Волоколамская" и "Теплый Стан".
Новые перехватывающие парковки будут работать практически в режиме метро: с 5:30 утра и до 2 часов ночи. В это время машину здесь можно будет оставить бесплатно при условии совершения двух и более поездок на метро в течение дня. В ночное время будет действовать коммерческий тариф – 100 рублей, при этом парковки оборудуют терминалами для безналичного расчета.
This browser does not support the video element.
Мы ввели для пользователей дополнительные бесплатные услуги. Так, например, на парковках вблизи станций "Волоколамская", "Аннино", "Бульвар Дмитрия Донского", "Выхино", "Новокосино" и "Зябликово" автовладельцы могут подкачать шины и почистить салон машины с помощью специального оборудования.
– Как продвигается реализация проекта внедрения интеллектуальной системы видеонаблюдения в метро?
– Повышение безопасности передвижения пассажиров по метро – одно из главных направлений нашей работы. Мы внедряем интеллектуальную систему видеонаблюдения, которая позволяет фиксировать и распознавать потенциально опасные ситуации – от скопления людей до забытых предметов. Сейчас завершён первый этап строительно-монтажных работ, в рамках которого в метро появились камеры высокого разрешения. Всего на станциях размещено более 17 тысяч камер, из них порядка 5,5 тысяч – высокого разрешения.
Информация с камер в режиме реального времени поступает в Пункт управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена, функционирующий с начала 2017 года. Это позволит значительно сократить время реагирования сотрудников Службы безопасности на любые нештатные ситуации на станциях и в поездах.
– Как будете снижать уровень шума в метро? Как применяется технология Low Vibration Track?
– Эта технология LVT (Low Vibration Track – путь пониженной вибрации – m24.ru) позволяет снизить уровень шума примерно на 20 процентов. Это ощутимое уменьшение для пассажиров. У этой технологии есть ещё одно преимущество – срок службы путей до капитального ремонта составляет 40 лет, а содержание обходится на 20 процентов дешевле по сравнению с обслуживанием старых конструкций. Этого удаётся достичь благодаря высокой износостойкости всех элементов такого пути.
Технология LVT-путей уже используется на многих станциях Московского метрополитена: всей Калининско-Солнцевской линии, участках "Саларьево" – "Тропарёво" и "Петровско-Разумовская" – "Бутырская", станции "Спартак". Технология LVT-пути применяется и при модернизации старых станций. В настоящее время завершаются работы на станциях "Владыкино", "Планерная", "Свиблово", "Динамо", "Бауманская" и "Парк культуры" Кольцевой линии.
Вагоны нового поколения стали легче. Это снижает уровень шума и повышает долговечность пути. Фото: m24.ru/Михаил Сипко
– То есть в метро становится тише?
У нас заметно тише новый подвижной состав. Конструкция поездов 765-й серии "Москва" предусматривает использование колёсных тележек с шумопоглотителями. Вагоны нового поколения стали легче – это уменьшает воздействие на путь, что напрямую влияет на минимизацию уровня шума и долговечность самого пути. Да и в самих вагонах ехать стало намного комфортнее, новые поезда почти полностью бесшумные.
С 2012 года новые линии метрополитена проектируются и строятся с учетом всех современных требований технической безопасности и комфорта перевозочного процесса. Применяются новые виброгасящие конструкции подрельсового основания, для снижения шума и повышения плавности хода, внедрен бесстыковой путь. Сочетание двух технологий при строительстве метрополитена "бесстыкового пути" и "пути с виброгасящим основанием" дает эффект "бархатного пути". Пассажиры практически не ощущают воздействие рельсового полотна на подвижной состав метрополитена и, как следствие, поездка в метро становится комфортнее.
– На всех ли линиях московского метро названия станций продублированы на английском языке?
– Да, сейчас аудиообъявления на английском звучат во всех поездах на всех линиях столичного метро. Это было одним из элементов масштабной программы подготовки инфраструктуры и сервисов метрополитена к Кубку Конфедераций по футболу 2017 года и Чемпионату мира по футболу в 2018.
– Кстати, как метрополитен справился с первым крупным турниром?
На отлично. С 22 мая по 2 июля бесплатным проездом на метро и МЦК воспользовались более 236 тысяч болельщиков, волонтёров и аккредитованных лиц. Таким образом, за время подготовки и проведения Кубка Конфедераций-2017 в столице метрополитен стал самым популярным видом городского транспорта. Его выбрали для проезда почти 75 прцентов от общего числа гостей турнира, для которых был организован бесплатный проезд на городском транспорте.
This browser does not support the video element.
Во время Кубка Конфедераций бесперебойную работу Московского метрополитена и Московского центрального кольца (МЦК) обеспечивали 500 дополнительных сотрудников. Для удобства пассажиров на 76 станциях, расположенных преимущественно в пределах Кольцевой линии, работали более 300 англоговорящих кассиров. Специальные стикеры "We speak English" ("Мы говорим по-английски" – m24.ru) были размещены на 109 кассовых окнах.
Кроме того, в преддверии турнира на станции "Тушинская" заработал Информационный центр Московского метрополитена. В нем гости турнира могли получить любую информацию о работе всего транспортного комплекса Москвы: узнать о тарифах на проезд, оптимальных маршрутах передвижения по городу и правилах пользования метро и МЦК. Все сотрудники центра давали консультации на английском языке. Это полезнейший опыт для наших сотрудников, который пригодится в 2018 году во время Чемпионата мира по футболу.
– Как продвигается замена эскалаторов и турникетов в метро?
– К концу 2020 года мы планируем заменить все эскалаторные комплексы, срок службы которых подошел к завершению. Всего планируется заменить эскалаторы на 21 станции. Станции, где в скором времени начнутся работы: "Смоленская" Арбатско-Покровской линии, "Спортивная", "Рижская", "Новослободская".
This browser does not support the video element.
– Как развиваются инновационные способы оплаты в метро и на МЦК? Они востребованы? Есть ли какие-то планы по их расширению?
– На сегодняшний день у нас в метро и МЦК самое большое в Европе количество способов оплаты проезда. Это включает в себя традиционные способы – покупка билетов в кассе и автоматах, электронная транспортная карта "Тройка" с массой способов пополнения.
Плюс к этому добавилась возможность оплаты банковской картой в кассе и автоматах, в том числе бесконтактным способом и мобильными телефонами на турникете, включая оплату на базе платежных систем Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Кроме того, у пассажиров есть возможности пополнения карты "Тройка" через мобильное приложение "Метро Москвы": через банковскую карту, со счета мобильного телефона, с помощью электронных кошельков Яндекс-Деньги, Qiwi, WebMoney.
Что касается популярности этих сервисов, она действительно растет. Кстати, в Москве такие способы оплаты проезда более популярны, чем в других крупных европейских городах. Так, на МЦК сейчас почти треть пассажиров оплачивает проезд с помощью бесконтактных технологий.