Фото: m24.ru/Михаил Сипко
На всех станциях столичной подземки до 2020 года платформы оборудуют шуц-линиями – элементами навигации, которые помогают слабовидящим и слепым пассажирам легко ориентироваться в пространстве и безопасно передвигаться вдоль края платформы. Об этом m24.ru сообщили в пресс-службе Московского метрополитена.
“Только за прошедший 2015 год шуц-линии сделали на 32 станциях, – пояснили в пресс-службе. – Гранитные приспособления также появляются на всех открывающихся станциях”.
Основатель Фонда поддержки инвалидов “Сила Духа” Александр Шлычков считает, что метро пока недостаточно адаптировано для слабовидящих горожан, однако сегодня ситуация гораздо лучше, чем несколько лет назад. “В Москве около 1,2 миллиона людей с инвалидностью, из них около 15 тысяч – слабовидящие и слепые. Именно для них станции оборудуют шуц-линиями – специальными ребристыми полосами на расстоянии около полуметра от края платформы, которые слабовидящий человек может почувствовать как с помощью трости, так и через подошву ботинка. Необходимо тщательно следить за корректностью установки линий”, – отметил эксперт. По его словам, около двух лет назад на одной из периферийных станций шуц-линии сделали гладкими и черными, что не соответствовало потребностям инвалидов по зрению.
“Метрополитен сегодня все еще недостаточно подготовлен для людей с инвалидностью по зрению. Указатели о переходах располагаются в большинстве случаев только на информационных табло под потолком и никак не дублируются табличками с шрифтом Брайля, – заметил Шлычков. – Таким образом, незрячему пассажиру необходимо либо заранее выучить маршрут, либо периодически спрашивать дорогу у других пассажиров”.
Шлычков считает, что подземке стоит использовать идеи из других стран, где тоже активно адаптируют метро для инвалидов. “Все новые станции метро оборудованы лифтами, однако конструктивные особенности старых станций их установки не предполагают. Например, в токийском метро функционируют эскалаторы, которые одновременно могут перевозить как обычных пассажиров, так и людей в инвалидных колясках. Для этого несколько ступеней объединяются в одну платформу, не останавливая при этом остальную часть эскалатора”, – предложил эксперт.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что обустройство навигации для инвалидов позитивно характеризирует развитие подземки с точки зрения адаптации для разных категорий граждан. “Навигация для слабовидящих граждан играет особую роль в навигации подземки - разные виды приспособлений говорят о том, что в метро готовы позаботится о разных категориях граждан, – пояснил эксперт. – Выпуклые гранитные полоски, безусловно, помогают слабовидящим пассажирам ориентироваться в метро. Обычным пассажирам такая навигация никак не помогает, однако и не отвлекает”.
Согласно стратегии развития подземки, до 2020 года будет закуплено 2,4 тысячи новых вагонов,
оборудованных зарядными устройствами для телефонов и откидными сидениями. Уже к 2017 году на Таганско-Краснопресненской линии появятся 92 состава со сквозными проходами. Сейчас два таких поезда
ходят по серой линии. Из-за дополнительного пространства они могут перевозить на 15 процентов больше пассажиров.
До конца года
планируется оборудовать все станции метро новой системой навигации. Она будет состоять из информационных колонн нового образца, указателей, а также динамических табло. На платформах
установят часы с обратным отсчетом времени до прихода поезда. Более чем на ста станциях
появятся интерактивные навигационные панели. Устройства будут показывать маршруты, печатать карты метрополитена и отображать полезную для пассажиров информацию. Некоторые элементы системы
уже есть на станциях "Выставочная", "Деловой центр", "Кузнецкий мост", "Лесопарковая", "Парк победы", "Охотный ряд", "Текстильщики", "Театральная" и "Тушинская".
В московском метро
курсирует первый поезд на автопилоте, который возит пассажиров Кольцевой линии, а в ближайшее время к нему присоединятся еще два таких состава.