Троицкий и Новомосковский административные округа 1 июля празднуют пятилетие с момента присоединения к Москве. За эти годы здесь построили восемь миллионов квадратных метров жилья, две станции метро, пять крупных парков и многое другое. О том, где появятся новые железнодорожные вокзалы, ТПУ и технопарки, какие необычные места отдыха и развлечений создадут для жителей и как округа будут развиваться в будущем – в интервью m24.ru рассказал руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
– Владимир Федорович, появятся ли в ТиНАО дополнительные железнодорожные вокзалы?
– Да, мы построим два вокзала: один на Курском направлении железной дороги в Старосырово, второй – на Киевском направлении в Санино. От них пойдут параллельные ветки дороги для того, чтобы увеличить количество электричек и сократить между ними время прибытия. На этих линиях будут дополнительные станции. Кроме того, у вокзалов построим транспортно-пересадочные узлы. Проект рассчитан на оптимизацию потоков жителей, которые едут в центр города. Пока сложно предсказать, какой пассажиропоток смогут принять новые вокзалы.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
– Когда ждать начала строительства?
– Вопрос непростой: пока идет подготовка концепции. Бюджет на реализацию проекта еще не выделили. А строиться объекты будут в рамках программы ОАО "РЖД".
– Организуете ли подъездные дороги к вокзалам?
– В Санино уже проходит дорога и эстакада через железные пути, в Старосырово сделаем то же самое.
– Когда начнется строительство станций Сокольнической линии метро "Филатов луг" – "Столбово"?
– Строительство уже началось, закончим в 2019 году.
– Сколько ТПУ появится на присоединенных территориях?
– Возле всех основных станций железной дороги и метро должны появиться ТПУ: например, в Щербинке, во Внукове, рядом с проектируемой станцией "Мичуринский проспект". В Саларьеве будет многоярусный узел. Кроме того, ТПУ построим в Столбово (к станции будет подъезжать скоростной трамвай из Троицка – m24.ru), в Сосенках, а также там, где пересекаются основные магистрали дорог и метро, трамвайные линии и метро. В ближайшие десять лет создадим около десяти узлов.
– До каких населенных пунктов дойдет метро в будущем?
– Пока мы рассматриваем возможность строительства метро до Десны, а дальше пойдет трамвайная линия. Если появится необходимость, будем проектировать линию метро дальше.
– Трамвайные линии проведем от Коммунарки в Бутово. Это очень большая и высокоплотная территория. Рассматриваем возможность запустить трамвай в Московском. Также линии соединят Сокольническую и Калининско-Солнцевскую ветки метро. Для нас важно сразу разработать транспортную схему, пока есть коридоры. Потом, когда все застроится, уже невозможно будет найти место под дорогу или трамвай.
– До поселения Киевский трамвай проведете?
– Киевское направление железной дороги очень низкоплотное, вести туда трамвай нецелесообразно.
– Какие еще альтернативные виды транспорта могут появиться в ТиНАО?
– Мы рассматриваем возможность пустить скоростные автобусы, но не по выделенной полосе для общественного транспорта, а по отдельной полосе, изолированной от дорожной сети. Но пока в проектах мы его не предусматриваем.
– Ее протяженность составит порядка 10–15 километров. Дети смогут просто покататься и узнать интересные факты про железнодорожное сообщение. Основная задача – привлечь ребят к этой профессии. Место для дороги уже определили: она расположится рядом с Московским, проект пока готовится.
– Какие поезда по ней будут курсировать?
– Будут небольшие, детские транспортные средства, но с технической точки зрения это настоящие поезда.
– Утвердили ли Генплан ТиНАО?
– Утвердили. Он детализирует функциональное размещение жилых, транспортных и других объектов. Мы планируем построить в ТиНАО город на 1,5 миллиона человек.
This browser does not support the video element.
– Как решаете проблему недостроя?
– Все эти объекты мы курируем с "Москомстройинвестом". С вводом некоторых домов есть сложности – например, возникали судебные разбирательства между застройщиками, начинались процедуры банкротства. Однако основную часть объектов хотим сдать до 2018 года.
– Будете финансировать завершение строительства объектов или предложите сделать это инвесторам?
– В каждой ситуации будут разные подходы.
– Французская компания предложила сделать в ТиНАО "умные города". Какими именно они могут быть?
– Компания предложила оптимизировать затраты в больших городах: например, в Щербинке, Троицке и Коммунарке. "Умный город" – это целый комплекс решений: установка солнечных батарей, оптимизация маршрутов пешеходов и транспорта, оптимизация работы энергоисточников в городе. Можно больше экономить на электроэнергии, например. Сначала мы посмотрим, какие проектные решения предоставит компания, а затем уже задумаемся о реализации таких пилотных проектов.
– Могут ли на присоединенных территориях появиться высотные строения?
– В административно-деловом центре Коммунарки может появиться четыре-пять высотных зданий высотой до 40 этажей. Они будут стоять не на одной улице, а в разных уголках центра как акценты. В Коммунарке также разместится городская больница на 180 тысяч квадратных метров, МИСиС, библиотека и РОВД. В ближайшее время будем готовить предложение инвесторам по предоставлению земельных участков для строительства жилых и нежилых зданий.
– Сколько квадратных метров жилья и парковочных мест планируете ввести в 2018 году?
– Мы хотим ввести до двух миллионов квадратных метров жилья, количество парковочных мест будет определяться проектами.
– В ТиНАО разместят порядка 85 парков. Какими будут самые крупные?
– Одним из крупнейших будет сафари-парк. Проведен конкурс на строительство "Парка Героев" и "Глория-парка" – оба разместятся на площади порядка 150 гектар. Помимо этого, построим крупный парк отдыха и развлечений Universal типа "Диснейленда". В Нагатинской пойме создадут похожий парк. Оба посвящены фильмам Disney, но у нас будет больше декораций и активностей. В Рязановском поселении появится парк реконструкции исторических событий: там будут декорации, рыцарские бои, трибуны, крепости, представления на воде. Вход может быть платным – все зависит от того, на каком качественном уровне будет построен объект. Также рассмотрим предложения инвесторов по созданию мега-парков. Большую лесную территорию приведем в порядок: там появятся лыжные трассы, велосипедные дорожки, места для отдыха.
– Какими способами модернизируете канализацию?
– Сейчас есть канализационный коллектор между Саларьево и Мосрентгеном, который ведет в Курьяновские очистные сооружения. Учитывая, что объем стоков из ТиНАО на эти сооружения будет больше, мы решили увеличить диаметр коллектора и построить крупную насосную станцию в Прокшине. Предложим правительству Москвы реализовать проект в 2019 году. Мы хотим оплатить лишь часть работ, а основное передать инвесторам. Порядка 6 триллионов рублей профинансируют внебюджетные источники.
– Сколько технопарков появится на новых территориях Москвы?
– Строительство технопарков – одно из основных направлений развития. Предусмотрим строительство нескольких десятков технопарков до 2035 года. Например, они появятся вдоль ЦКАД, в Рязановском поселении, около Новых Ватутинок.
– Какие еще крупные проекты хотите реализовать?
– Во Внукове планируем построить большой выставочный центр типа "Крокус-Экспо", а в Киевском – гигантскую бизнес-платформу. Здесь можно будет арендовать офис, создать мелкое производство и там же его продать. Площадь платформы составит около трех миллионов квадратных метров.
– Быстро ли в новостройках присоединенных территорий раскупают квартиры?
– На рынке жилья всегда представлено порядка 600 тысяч квадратных метров жилья – это около 11 тысяч квартир. Они раскупаются примерно в одинаковой динамике – как сейчас, так в прошлом и в позапрошлом годах.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
– Много ли москвичей "мигрирует" в ТиНАО?
– Исследование ВЦИОМ показало, что 30 процентов опрошенных жителей старой Москвы рассмотрели бы вариант переезда на присоединенные территории. Не пять, не десять, а целых 30 процентов! Новые округа – очень перспективное место для проживания. Точной статистики о переехавших в ТиНАО москвичей пока нет, но мы проведем опрос на эту тему.