До конца 2020 года в Москве планируют построить 255 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Их строительство уменьшит время на пересадку пассажиров до 8-10 минут, разгрузит дороги на въездах в Москву на 14-20 тысяч автомобилей в утренний час пик, а также поможет разгрузить дороги на въездах в центр города на 11-16,5 тысяч автомобилей.
Для сравнения сейчас в утренний "час пик" в столицу въезжает около 56,2 тысяч легковых автомобилей, после организации ТПУ их число сократится приблизительно до 42,2 машин. О том, какие бывают транспортно-пересадочные узлы, почему они важны для города, а также о мировом опыте строительства ТПУ M24.ru рассказал руководитель проекта компании Bustren по строительству метро в Москве Мануэль Эррера.
Мануэль Эррера. Фото: stroi.mos.ru
- Скажите, что такое вообще транспортно-пересадочный узел, как интегрируется ТПУ в систему метро? И какие основные функции несет на себе ТПУ?
- В современном мире мобильность передвижения горожан очень важна. Житель города постоянно передвигается из места проживания в различные точки. Естественно, при этом он использует разные виды транспорта. И интегрирование этого транспорта в единую сеть необходимо.
Для того чтобы оптимизировать время передвижения горожан по городу, для того чтобы обеспечить удобство их пересадки с одного вида транспорта на другой, как раз и создаются транспортные структуры, которые называются пересадочными узлами.
ТПУ призваны, во-первых, улучшить и сделать более удобным передвижение как самих пассажиров, так и различных видов транспорта. Во-вторых, строительство ТПУ имеет экономические достоинства, так как они создают возможности для размещения здесь как коммерческих, так и досуговых объектов. В этом случае пассажир, даже если он затрачивает время на ожидание другого вида транспорта, может провести его с пользой для себя.
- Есть ли какая-то оптимальная система сочетания видов транспорта? К примеру, метро и железные дороги или метро и наземный транспорт. Или на базе одного транспортно-пересадочного узла можно собрать все виды транспорта?
- ТПУ обычно делятся на два типа: пересадочные узлы, которые объединяют в себе метрополитен и другие виды железнодорожного транспорта, например, электрички, и пересадочные узлы, где пересекаются метро и наземный общественный транспорт.
На самом деле, транспортно-пересадочные узлы могут объединять любые виды транспорта. Например, в Голландии, где очень популярны велосипеды, ТПУ объединяют велосипеды и другие виды транспорта.
Еще раз подчеркну, что самые лучшие пересадочные узлы задуманы так, чтобы объединить максимальное количество видов транспортных средств. Разумеется, в любом случае необходимо проанализировать потребности как города, так и его жителей. И уже исходя из этого принимать решение.
This browser does not support the video element.
- Вы упомянули, что транспортно-пересадочный узел не только объединяет в себе остановки разного вида транспорта, но и некоторую коммерческую инфраструктуру. По вашему опыту, какая это должна быть инфраструктура, чтобы она не мешала транспортным потокам?
- Надо искать баланс между транспортными и коммерческими зонами. Как я уже говорил те зоны, которые объединяет в себе транспортно-пересадочный узел, могут быть использованы не только для коммерческих целей, но и для размещения административных помещений, досуговых зон.
Также надо принимать во внимание, что строительство ТПУ и его дальнейшее техническое обслуживание подразумевает определенные затраты. Наличие коммерческих зон позволяет окупать эти затраты, тем самым уменьшая нагрузку на бюджет.
- Расскажите о самых, на ваш взгляд, успешных ТПУ, которые вы построили? Чем вы гордитесь?
- У нашей компании большой опыт строительства ТПУ по всему миру: в Европе, в Южной Америке. Наиболее крупные объекты, которые я бы хотел отметить, это объекты, которые мы построили в Мадриде.
За последние годы наша компания построила более 200 километров новых линий метрополитена в Мадриде, включающих в себя 156 новых станций. Разумеется, эта обновленная инфраструктура включала в себя строительство большого количества ТПУ.
- Как влияет организация ТПУ на улично-дорожную ситуацию и экологию города?
- Это очень важная составляющая ТПУ – влияние на улично-дорожную ситуацию. Например, при организации ТПУ очень часто для общественного наземного транспорта предоставляется выделенная полоса, соответственно транспорт движется быстрее.
Благодаря ТПУ пассажиры сокращают время затраченное на дорогу и они скорее выберут общественный транспорт, чем личный автомобиль. В свою очередь, это отражается и на улично-дорожной и на экологической ситуации в городе.