Форма поиска по сайту

Все ниже и ниже: как строится столичная подземка

Фото: ИТАР-ТАСС

К концу года откроются станции "Котельники", "Румянцево", "Тропарево" и "Саларьево". Сейчас их строительством занимаются не только метростроевцы, но и "Катюши", и "Софии", и "Марии". Вы спросите, причем здесь женские имена? Корреспондент M24.ru спустился на строящуюся станцию метро "Ходынское поле", чтобы понять, чем отличается "открытый" способ строительства метро от "закрытого", почему проходческим щитам дают женские имена и другие премудрости метростроевцев.

Строительство метро проходит в несколько этапов. Сначала выбирают место под строительство будущей станции метро, затем начинаются инженерные изыскания – на этом этапе проводятся геологические, геодезические, экологические и другие необходимые проверки. При этом такие исследования могут проводиться на протяжении всего строительства, так как земляные породы в Москве неоднородны. После этого приступают к проектированию. В этот момент специалисты определяют глубину заложения станции, способ проходки подземных тоннелей и их маршрут, составляют проектно-сметную документацию. При этом учитываются уже построенные на поверхности здания, а также уже проложенные подземные коммуникации.

Затем переходят непосредственно к строительству станции и тоннелей, за которыми следует отделочные работы. Завершающий этап – монтаж всех необходимых инженерных систем и коммуникаций – эскалаторов, систем вентиляции, пожаротушения, видеонаблюдения и других.

Строящаяся станция метро "Ходынское поле". Фото: M24.ru

Строительство станций метрополитена может вестись двумя способами: открытым, при котором станции строятся в котлованах, после чего засыпаются грунтом, и закрытым – без вскрытия поверхности. При этом "закрытый" способ применяется при строительстве станций глубоко заложения, а станции мелкого заложения чаще строятся открытым способом. К слову, чем глубже станция, тем дороже обойдется ее сооружение, кроме того, "закрытые" станции строятся гораздо дольше, чем "открытые". В среднем, срок строительства "открытой" станции сокращается на 1,5-2 года. Станцию метро "Ходынское поле", входящую в состав третьего пересадочного контура, строят открытым способом. Поэтому спускаться нам пришлось в котлован по длинной лестнице из железных прутьев. Для людей, страдающих боязнью высоты, спускаться на 25 метров под землю – занятие не очень приятное, поэтому вниз лучше не смотреть и держаться покрепче за перила. Спустившись вниз, сразу чувствуешь разницу в температуре: на глубине холодно, а с ограждающих конструкций из свай капает вода. Ходить здесь, чтобы не промокнуть, приходится по деревянному настилу. Кстати, к безопасности при строительстве метро относятся предельно внимательно: наверху висят таблички, рассказывающие и напоминающие о технике безопасности, а "экскурсантам" обязательно выдают каски.

Тоннелей, которые сооружаются от станции "Ходынское поле", четыре. Каждая пара "идет" в свою сторону, причем в одну из сторон у строителей получается идти быстрее, чем в другую. Как мы уже говорили, геология в Москве непредсказуема. Каждому щиту дают свои имена, причем только женские. Так, здесь работают щиты с именами Мария, Натали и Юля.

Граффити, нарисованное на строящейся станции "Ходынское поле" с разрешения правительства Москвы. Фото: M24.ru

Традицию давать имена щитам строители метрополитена переняли у горняков, покровительницей которых считается святая Варвара. Метростроевцы говорят, что имена щитам дают те, кто их приобрел. Чаще всего они выбирают имена любимых и детей.

Принцип работы у всех тоннелепроходческих комплексов один. Конечно, есть определенные технические нюансы, доступные для понимания только специалистам.

Длина тоннелепроходческого комплекса составляет около 100 метров, а принцип работы можно сравнить с кротом, который роет себе тоннели под землей. Впереди щита работает "молотильный" диск с режущим инструментом, который перерабатывая породу, передает ее сначала в заднюю часть щита, а потом на поверхность. При этом за собой щит "оставляет" кольца, которые фиксируют тоннель. К слову, в месяц тоннелепроходческий комплекс проходит около 300 метров.

Работы по строительству метро ведутся круглосуточно и круглогодично. Метростроевцы шутят, что на щите тепло всегда, там сама земля греет. Мария Солтыс